Цифровая революция

Компании
Москва, 24.01.2000
«Эксперт» №3 (216)

В первые дни января было объявлено о слиянии крупнейшего в мире Интернет-провайдера America Online (AOL) и Time Warner (TW), мирового лидера в области СМИ и индустрии развлечений. Начало положено - "новые" и "традиционные" средства массовой коммуникации объединяются. Акционеры интернетовской AOL будут контролировать 55%, а владельцы TW - лишь 45% капитала будущей компании. Вероятно, вслед за этой сделкой произойдут и другие слияния между корпорациями информационной отрасли, что приведет к невиданной доселе концентрации капитала и ожесточенной борьбе двух "полюсов притяжения". Одним окажется AOL-TW, другой, как предполагают, будет создан вокруг наметившегося уже альянса Microsoft-AT&T.

Предпосылкой коммуникационной "революции" явились достижения последнего года в создании единого цифрового стандарта, способного привести компьютерную, визуальную, аудио-, видео- и иные виды информации к единому знаменателю - электронному файлу. Несколько месяцев назад Sony предложила рынку свой вариант универсального носителя цифровой информации - пластинку с микрочипом memory stick, которая претендует на то, чтобы заменить аудио- и видеокассеты, лазерные диски, фотопленку, дискету для PC.

Главное препятствие к слиянию Интернета и традиционных СМИ - низкая пропускная способность телефонных линий связи, через которые к Сети подключается большинство ее пользователей. Для дальнейшего развития Интернета провайдерам необходимо переориентироваться с нынешней телефонной связи на сети кабельного телевидения, доступ к которому в развитых странах имеет большинство пользователей. Если сейчас на загрузку страницы текста уходит одна секунда (а картинки - еще больше), то современный телевизионный кабель позволяет повысить скорость загрузки примерно в 53 раза.

Именно стремление к контролю кабельных сетей лежит в основе слияний в сфере масс-медиа. AOL привлекают в Time Warner не только реальные активы (совокупная выручка TW составила в 1998 году 26,8 млрд долларов, против 4,8 млрд у AOL), которыми Интернет-провайдер может подкрепить высокий уровень своей рыночной капитализации (более 160 млрд долларов против примерно 80 млрд у TW). Важно и то, что TW - второй после AT&T оператор кабельного телевидения в США, у нее 13 млн кабельных клиентов. В последнее время AT&T активно вторгалась в область кабельного ТВ, приобретя компании Tele-Communications Inc. и MediaOne, входившие в число лидеров отрасли. Microsoft заключила с AT&T стратегический альянс, инвестировав 5 млрд долларов в расширение ее кабельной сети, и еще 3 млрд - в сети других компаний связи. В свою очередь, AT&T обязалась использовать программное обеспечение компании Билла Гейтса.

Контроль за кабельными сетями позволит AOL бросить вызов Microsoft в ее вотчине - сфере программного обеспечения. Новое поколение так называемых сетевых компьютеров, предназначенных для работы в Интернете, в отличие от персоналок сможет обходиться без системы Windows. Эти программы не надо будет устанавливать в память компьютера

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (216) 24 января 2000
    Раскол думы
    Содержание:
    Русский парламентаризм, бессмысленный и беспощадный

    Всенародная поддержка Владимира Путина кончилась думским конфузом. Зато теперь президентская кампания имеет шанс стать осмысленной

    Обзор почты
    Реклама