Чисто коммерческое предприятие

Панамский канал может оказаться яблоком раздора между США и Китаем

Соединенные Штаты вернули права на Панамский канал Республике Панама 31 декабря 1999 года. Это событие вызвало острую полемику среди американской политической элиты. Многие полагают, что передача концессии на использование канала существенно подорвет экономическое влияние США в Латинской Америке и одновременно усилит позиции китайской деловой элиты. По их мнению, группировка во главе с гонконгским миллиардером Ли Кашином связана с правительством КНР.

Есть что терять

Сегодня вопреки заверениям некоторых экспертов Панамский канал отнюдь не утратил своего стратегического и экономического значения. Эксплуатация канала обеспечивает более 7% ВВП Панамы, и ежегодно этим водным путем пользуются более 13 тысяч судов. Почти две трети грузов приходится на зерно, хотя в последние годы резко возросло количество контейнерных перевозок. Канал - важная транспортная артерия между Восточной Азией и Атлантическим побережьем США (41% грузооборота в 1996-1998 годах), а также между США и Европой, с одной стороны, и тихоокеанскими странами Латинской Америки - Чили, Перу и Эквадором (15%).

Через канал транспортируется большая часть принципиально важных для Азии продовольственных грузов (поэтому Япония, например, существенно зависит от канала). Треть американского зернового экспорта идет через Панамский перешеек. По каналу перевозится немало грузов, предназначенных собственно для США, например венесуэльская нефть для Тихоокеанского побережья. Вдобавок Панама - удобная "офшорная гавань", крайне важный центр по регистрации судов, так что ее "приобретение" значительно усилит мощь империи гонконгского миллиардера. Не следует забывать и о таком обстоятельстве, как транзит наркотиков из Колумбии - источнике могущества определенных деловых кругов США.

В 1998/99 финансовом году чистая прибыль от работы канала составила более 400 млн долларов, причем в течение последнего десятилетия доходы растут в среднем на 10% в год. Хотя число транзитов ограничено, через Панамский канал проходит все больше судов, владельцы которых готовы платить по более высоким тарифам. В 1996 году начата реализация масштабной инвестиционной программы стоимостью более 1 млрд долларов, и к 2002 году пропускная способность канала увеличится на 20%. Сейчас самые крупнотоннажные суда, которые технически могут использовать канал, - это суда типа Panamax грузоподъемностью 65 тысяч тонн. Они ограничивают двухстороннее движение по каналу, замедляя скорость транзита. Поэтому к 2015 году планируется построить еще несколько шлюзов, которые решат эту проблему, и суда будут проходить канал вместо 30 часов примерно за сутки.

О значении Панамского канала для мировой торговли, прежде всего связей Америки и Азии, свидетельствует тот факт, что приближение даты передачи канала Панаме предельно обострило полемику среди американских политиков по этой проблеме. Республиканцы обвиняли администрацию Билла Клинтона едва ли не в предательстве интересов национальной безопасности США. Причиной их беспокойства стал новый "хозяин" двух

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (216) 24 января 2000
    Раскол думы
    Содержание:
    Русский парламентаризм, бессмысленный и беспощадный

    Всенародная поддержка Владимира Путина кончилась думским конфузом. Зато теперь президентская кампания имеет шанс стать осмысленной

    Обзор почты
    Реклама