Как заставить людей изобретать

Компании
«Эксперт» №6 (219) 14 февраля 2000
В компании 3M каждый сотрудник знает, что его миссия - "всемерное удовлетворение потребностей клиентов через предложение им новых технологий и услуг"

Сент-Пол - столица Миннесоты. Это самый север США, там, где граница с Канадой и Великие Озера. Маленький спокойный городок, с красивой рекой и обязательным "даун-тауном" из двух десятков небоскребов. Здесь расположена штаб-квартира Minnesota Mining and Manufacturing Company (3M), одной из крупнейших компаний мира, американской легенды. Этой компании - одной из старейших в стране - почти сто лет. Она пережила и депрессию тридцатых, и бум пятидесятых, и все кризисы девяностых. С 1976 года ЗМ входит в тридцатку компаний, на основе динамики курсов акций которых рассчитывается индекс DJIA.

В получасе езды от Сент-Пола высятся ряды одинаковых корпусов из розового кирпича, разбит большой парк с беговыми дорожками и озером, где плавают утки. В зале одного из корпусов развешаны яркие постеры. Вот багровый закат и парящий над горами американский орел, ниже крупным шрифтом набрано "ЦЕЛЬ" и помельче: "Кто видит цель, добьется успеха". Еще один постер: байдарка, дружный взмах весел - теперь на фоне, кажется, уже восхода. Это про слаженную "КОМАНДУ", которая помогает добиться "ЦЕЛИ". Пробирает. И только потом ловишь себя на мысли: это у них лозунги такие? И вот орел и "команда" начинают раздражать, напоминая призывы времен социализма "крепить мир во всем мире". Кто ж был против-то!? Но потом понимаешь: сходство лишь внешнее.

Здесь, и правда, почти социализм, но тот, о котором лгали наши плакаты и которого мы так и не увидели. Здесь от каждого по способностям и каждому по потребностям. Сотрудник 3M получает интересную работу, стабильную и высокую зарплату (доход менеджера среднего звена составляет около 200 тыс. в год), медицинскую страховку на крупную сумму, а под старость - хорошую пенсию из фонда компании. За счет компании его обучат и потом будут продвигать по службе. Ему простят неудачи, если таковые случатся, и всегда дадут еще один шанс. Взамен он будет работать в единой "команде" ради "цели" ЗМ.

Цель ЗМ, или ее "миссия" (последнее точнее и более по-американски), в том, чтобы "всемерно удовлетворять потребности клиентов, предлагая им новые технологии и услуги". Осознание миссии пронизывает всю компанию, степень проникнутости этой идеей персонала просто пугает. Такого не было даже у нас. Десять из десяти высших руководителей 3M начинали свои выступления с того, что, не сбиваясь, озвучивали миссию.

Но самое удивительное, что это "всемерное удовлетворение" у них не пустые слова, а прямое руководство к действию. Такого у нас точно не было.

Нужно просто слушать

Смысл деятельности 3M в том, чтобы создавать новые продукты и новые услуги, необходимые клиентам. Стратегия ориентирована на то, чтобы адаптировать рожденные в лаборатории изобретения для нужд максимально большего числа рынков, отраслей и потребителей.

Компания производит абразивные материалы, самоклеящиеся пленки и ленты, перевязочные материалы и одноразовое белье, проекторы, канцтовары и световозвращающие материалы... И все это в немыслимом разнообразии: для дома, для офиса, для промышленности, для п