Полный моветон

Культура
«Эксперт» №6 (219) 14 февраля 2000
Популярность группы "Мумий Тролль" трудно объяснить рациональными причинами

Китайский Новый год теперь запомнится многим. Аккурат 5 февраля состоялся официальный релиз новой пластинки группы "Мумий Тролль" с длинным названием "Точно Ртуть Алоэ". Презентацию пластинки для масс предполагали провести в главном магазине страны - ГУМе. Там, на месте фонтана, установили импровизированную сцену, и мессир Лагутенко в урочный час вылетел бы пред светлые очи поклонников, весь в блестках и нарядах, чтобы отпеть безвозмездно - то есть даром - новые песенки.

Музыка для супермаркетов

Администрация ГУМа крепилась, хорохорилась - "и не таких звезд видали", но, обнаружив в самый последний момент, сколько народа хочет посетить означенное предприятие - а фанаты стали собираться задолго до начала концерта, и вид конной милиции их нисколько не смутил, - ощутила естественный ужас защитников осажденной крепости и поступила соответственно: пусть лучше небо упадет в Дунай, чем эти безумцы возьмут приступом здание, по сей день охраняемое государством. И концерт отменили.

Так самым естественным образом отпал чудесный повод для чудесных аллюзий: главная группа страны в главном ее магазине предлагает, между спортивной обувью и мохеровыми беретами, испробовать новую, улучшенную версию самих себя. Рекламная дегустация не удалась, но презентация все же состоялась - вечером того же дня, на закрытой вечеринке в модном клубе "Студио": богемном, гейском, центровом (подле Тверской), утащившем название, естественно, у знаменитого нью-йоркского клуба Studio 54, с которого и пишет жизнь.

Разброс весьма показательный. "Мумий Тролль" всегда были и нашим, и вашим - "все на продажу" и "все для своих". Причем ни так называемая модная тусовка, ни широкие народные массы до поры до времени не торопились обнять их крепко-крепко. Но потом рванули разом - и щепки летят до сих пор.

Биполярность, двусмысленность, не поминая уж андрогинность и бисексуальность, которую одно время приторачивали к имени Лагутенко все кому не лень, расцвели на альбоме "Точно Ртуть Алоэ" пышным цветом. Четверо смелых сделали странное: долой моду, долой ожидания фэнов - пластинка покоится на двух, одинаково жухлых, китах: хард-глэм-роке семидесятых и зарубежном попсе примерно того же времени. Этот странный факт заметили все, кто потрудился прослушать альбом хоть раз. Там слышится Queen, тут ABBA, а здесь вообще группа "Автограф". А песен-хитов, привычных мелодичных завлекалочек типа "Утекай" или "Дельфины", нет вовсе - или почти нет. Прибавьте вызывающий блеск нового имиджа группы: все мерцает, манит, издевается. Лагутенко из трогательного персонажа японских мультиков, натуральной Сейлормун, "луны в матроске", превратился в глянцевую Ундину болотных тонов, хоть сейчас в сборник сказок для нового поколения.

При этом и сыграно, и записано все просто идеально: запись производилась на легендарной студии Питера Гэбриела Real World в графстве Йоркшир, а окончательное сведение - на еще более легендарной Abbey Road. Но обозреватели, успевшие отреагировать на альбом, находятся в понятном недоумении. "'Мум