Русский Колумб римских катакомб

Культура
«Эксперт» №6 (219) 14 февраля 2000

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась выставка акварельных копий раннехристианских фресок, созданных в конце прошлого века русским художником Федором Рейманом. Инициатором создания этих копий был Иван Владимирович Цветаев - ученый, основатель Музея изящных искусств, наследником которого и является ГМИИ. Задумав в 80-е годы прошлого века составить атлас росписей, сохранившихся в подземных погребениях первых христиан (катакомбах), Цветаев привлек к этой работе своего друга Федора Реймана, который к тому времени уже был известен своим даром воспроизводить археологические памятники с документальной точностью.

Христианские погребения первых веков новой эры представляют собой что-то вроде подземных городов с лабиринтообразными "улицами", уходящими на 10-20 метров в глубь земли, и небольшими "площадями" - залами для совместных трапез. Последние в основном и украшались фресковыми изображениями христианских символов и аллегорий, сценами из Священного Писания. Освещаются эти пространства благодаря узким световым колодцам, и в них всегда, даже в солнечный день, царит полумрак. Из-за этого фотосъемки в катакомбах до сих пор представляют немалую сложность. А в конце прошлого века фотография и вовсе не могла достоверно передать живописных свойств раннехристианских изображений. Существовавшие тогда фотоснимки Рейман использовал для уменьшения слишком больших оригиналов, калькируя их на картон. После этого он долго совершенствовал рисунок и подбирал нужные краски. То был "труд тяжелый и требующий необычайной крепости воли и характера сильного и решительного". Так охарактеризовал Цветаев работу своего сподвижника.

Федору Рейману действительно характера было не занимать. Когда он создавал свои акварели, раннехристианские катакомбы еще не были популярными туристическими объектами, где экскурсовод не позволяет любопытствующим заблудиться, указывая путь, и включает яркий свет то тут, то там, помогая рассматривать росписи. Рейману приходилось проводить многие часы в полутьме, в вынужденном одиночестве. Его поддерживало благоговение перед оригиналами - свидетелями начала христианской истории и уникальными произведениями искусства, в которых христианские символы соединялись с живописной свободой, унаследованной от времен расцвета античной фресковой живописи. Художник посвятил этим фрескам двенадцать лет. За это время он стал в Риме своего рода знаменитостью, как некогда иезуит Антонио Бозио, получивший прозвище "Колумб римских катакомб" за их изучение.

117 акварелей Реймана являются не только высококлассными копиями, позволяющими достоверно представить себе росписи. Сегодня они стали еще и памятником отечественной науки, которая на рубеже XIX-XX веков соединяла в себе рациональный подход к осмыслению мира с художественным.