Лучшая оборона

Экономический анализ
«Эксперт» №6 (219) 14 февраля 2000
Правительство переходит к превентивным мерам борьбы с утечкой капитала

Многолетние стенания российских чиновников по поводу гигантских масштабов вывоза валюты из страны и многочисленные клятвы силовиков всех калибров положить конец этому безобразию естественным образом сформировали в широких слоях населения непоколебимую уверенность в том, что правительство ровным счетом ничего не может поделать с утечкой капиталов. И вот уже года два в ответ на дежурные обещания правительства найти и покарать непатриотичных бизнесменов из деловой среды следуют вполне благодушные советы: мол, вместо того, чтобы портить нервы себе и людям, стоило бы заняться улучшением инвестиционного климата в стране. А пока нет климата - не будет здесь и наших денег.

За рассуждениями о том, что обязано сделать правительство для отечественного бизнеса, деловые круги не заметили, как ситуация изменилась. Нет, инвестиционный климат остался прежним, мало пригодным для жизни, зато в поведении ведомств, отвечающих за контроль над вывозом капиталов, вдруг обнаружилась не свойственная им ранее агрессивность. И за какой-то год, по выражению заместителя начальника департамента валютного регулирования Центробанка Ильи Ясинского, валютный контроль превратился из аморфного реагирования на нарушения в систему превентивной борьбы с нарушениями валютного законодательства.

Первым шагом в создании этой превентивной системы явилось указание ЦБ от 12 февраля 1999 года N500-У с длинным названием "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства". Согласно содержащимся в указании предписаниям, банк, через который клиент проводит валютные операции, обязан получить у этого клиента документы, подтверждающие, что совершаемая операция не имеет целью банальный вывоз капитала из страны. В том же указании были перечислены семь признаков "подозрительных" валютных операций, о проведении которых следует уведомлять органы валютного контроля. К числу подозрительных относились, в частности, любые сделки с компаниями из офшорных зон, включенных в "черный список" из сорока семи наименований.

Отметим, что российское деловое сообщество восприняло эту меру по борьбе с вывозом капитала весьма легкомысленно. "Есть еще на свете офшорные зоны, не попавшие в 'черный список'. А живы будем - будут и еще", - такой была всеобщая реакция. С тем же спокойствием восприняли и еще один документ Центробанка - указание от 26 августа 1999 года N634-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегестрированными в офшорных зонах". Этот документ позволял отечественным банкам устанавливать без дополнительного разрешения ЦБ корреспондентские отношения только с теми банками-нерезидентами, которые входят в список тысячи крупнейших банков мира, имеют максимальный международный рейтинг или обладают собственным капиталом не менее 100 млн евро. А если вы хотите открыть корсчет в