Сны об Италии

Культура
«Эксперт» №7 (220) 21 февраля 2000

В Брюлловском зале Государственной Третьяковской галереи открылась выставка "Русский пейзаж середины XIX века". Основной корпус экспозиции составили произведения практически неизвестных живописцев середины прошлого века - Бахмана, Малиновского, Скорикова, Ульянова, разбавленные работами знаменитых мастеров - этюдами Александра Иванова, ранними пейзажами Саврасова, ноктюрнами Айвазовского, итальянскими видами Николая Ге. За исключением этих знаменитостей имен пейзажистов не осталось даже в учебниках. И выставка отвечает на вопрос, почему мы их не помним.

Экспозиция убедительно доказывает, что "русского пейзажа середины XIX века" не существовало. Был итальянский пейзаж, нарисованный русскими мастерами. Оказывается, не только Сильвестр Щедрин и Александр Иванов полжизни прожили в Италии: почти все русские пейзажисты середины века посвятили себя запечатлению "видов римской кампаньи" или "неаполитанских портов". Выпускники Академии художеств получали стипендии и годами могли жить в Риме, где к тому времени сформировалась уже достаточно основательная русская колония. Романтическое увлечение Италией было на удивление массовым - даже те, кому не удалось попасть на "родину красоты", рисовали схожие с итальянскими виды Крыма или побережья Кавказа.

Итальянские пейзажи пользовались в николаевской России большой популярностью. Муштра оставляла ровно столько свободы, чтобы повесить на стенку гостиной роскошные беспорядочные развалины в золоченой рамочке и процитировать Тацита. Только здесь глаз и отдыхал от пейзажа собственного, четко ранжированного на "ландшафт и перспективу". Даже верховные блюстители порядка не брезговали этими согревающими душу видами. Например, живописец Фрикке писал мызу "Фааль" по просьбе начальника Третьего отделения графа Бенкендорфа.

Особняком на выставке смотрится подмосковный пейзаж Алексея Саврасова, написанный, когда он был еще почти мальчиком. Усадьба на среднем плане совсем плоская и "картонная", но "наше" пространство уже появилось: бесконечная ширь под низким серым небом. По отношению к остальным картинам - резкий диссонанс. Странно, но эта скромная работа - проявление редкого мужества, которое впоследствии было вознаграждено. Ведь "русский пейзаж" для нас - это Саврасов.