Японцы выживают поодиночке

Экономический анализ
«Эксперт» №9 (222) 6 марта 2000

Крупные производители японских часов - Seiko, Citizen и Casio - заявили о значительном снижении прибылей в первом полугодии текущего финансового года. В связи с этим все три корпорации разрабатывают новые концепции в области продаж и производства.

Большинство японских корпораций, отмечающих сейчас снижение объемов продаж, обвиняет в этом азиатский кризис, который повлек за собой значительное снижение потребления на внутреннем рынке Японии. В таких условиях потребитель выбирает многофункциональные устройства, как, например, мобильные телефоны со встроенными часами. Именно со стороны повального увлечения мобильной телефонией Citizen видит основную угрозу своему часовому производству. За первое полугодие этого финансового года прибыль до вычета налогов Citizen сократилась на 63%. В этих условиях мировой лидер разрабатывает новый продукт: часы со встроенным мобильным телефоном. Кроме того, Citizen намерен и дальше расширять гамму выпускаемой продукции, постепенно сокращая производство часов. По прогнозам компании, в этом году на часы придется лишь 50% оборота.

Seiko также предпринимает нестандартные шаги для спасения положения. Эта корпорация пытается занять непривычную для себя нишу - рынок дорогих эксклюзивных часов. Таким образом, в компании воплощают новую стратегическую идею - более четкое сегментирование потребителей по их покупательной способности. В прошлом году Seiko продал свои филиалы по изготовлению дешевых часов с тем, чтобы полностью сконцентрироваться на изделиях класса "люкс". Кроме того, все технологические процессы в компании - от планирования до сбыта - будут централизованы, за счет чего Seiko скорее всего удастся сократить издержки и не прибегать к сокращению персонала.

Стратегии японских производителей часов основываются на инновациях и концентрации производства. При этом японские часовщики находятся, похоже, в самом начале пути слияний, которые должны последовать за концентрацией на конкретном продукте или рынке. Сегодня же, инвестируя в новые продукты и рынки, они надеются вернуть былые прибыли поодиночке.