На стапелях бесславия

Компании
Москва, 20.03.2000
«Эксперт» №11 (224)
Каха Бендукидзе хочет стать стратегическим инвестором "Красного Сормова". Кому это мешает?

На прошлой неделе должно было состояться внеочередное собрание акционеров нижегородского судостроительного завода "Красное Сормово". Собрание это созывала компания "Алмаз-Маркетинг", которая вместе с холдингом "Уральские машиностроительные заводы" (УМЗ) управляет крупнейшим пакетом "Сормова". Каково же было удивление акционеров, когда за день до собрания по экспресс-почте DHL им был вручен исполнительный лист арбитражного суда, коим собрание проводить запрещалось. Этот одностраничный документ - не что иное, как официальное объявление войны акционеру со стороны региональных властей.

Вообще-то конфликт между Николаем Жарковым (директором "Красного Сормова") и бизнесменом Кахой Бендукидзе (владельцем холдинга "Уралмаш-заводы", претендующего на управление заводом) продолжается уже несколько лет. Но до последнего времени он был не по-российски вялотекущим: стороны, участвующие в нем, никогда не переходили черту, отделяющую чистые "переговорные" формы борьбы за собственность от "грязных" силовых действий.

Ныне ситуация обострилась до предела. Перчатка, брошенная в лицо УМЗ, не может не вызвать адекватных действий г-на Бендукидзе. А это значит, что уже в ближайшее время мы станем свидетелями жесткой борьбы за "Красное Сормово".

За что воюем

Переделами собственности в нефтяной отрасли, черной или цветной металлургии никого не удивишь. Да и причина войн за собственность понятна: экспортный потенциал этих отраслей чрезвычайно высок, а при хорошей конъюнктуре можно рассчитывать на весьма приличную норму прибыли. Другое дело машиностроение, здесь экспортный канал по какому-нибудь высокотехнологичному оборудованию воспринимается как манна небесная, а запредельную маржу производители видят разве что во сне. Тем более удивительно, что акционерные баталии дошли до флагманов российского машиностроения, к которым, без сомнения, относится и "Красное Сормово". Что же такое особенное производят на заводе, вокруг которого разгорелась нешуточная борьба?

"Красное Сормово" - предприятие, имеющее 150-летнюю историю. Основанное в 1850 году греком Дмитрием Бернадаки, оно прошло путь от производства первых в России парохода и мартеновской печи до первого дизель-электрохода, танка и судна на воздушной подушке. Венец дореформенного "Красного Сормова" - выпуск до сих пор не превзойденных в мире подводных лодок, титановых атакующих "Барракуд" и акустически неуязвимых "Варшавянок".

Однако эти героические и победоносные времена для "Красного Сормова" канули в Лету: в 1991 году предприятие было напрочь лишено не только госфинансирования, но и госзаказа. На стапелях остались ржаветь девять никому не нужных подлодок. Но полного краха заводу удалось избежать. Усилиями директора Жаркова почти все подлодки были утилизованы, а "Красное Сормово" в кратчайшие сроки переориентировалось на производство продукции гражданского назначения - нефтеналивные танкеры и сухогрузы. О грандиозности преобразований можно судить по одному показателю: степень конверсии составила около 80%, что по мировым с

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (224) 20 марта 2000
    Российские банки
    Содержание:
    Рискованная экспансия

    Качество посткризисного кредитного бума может оказаться сомнительным

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама