Рок семейства Бертельсманн

Компании
«Эксперт» №12 (225) 27 марта 2000
Позиции крупнейшего в Европе медиа-холдинга оказались под ударом

В середине марта на стремительно развивающемся рынке мультимедиа произошла очередная сделка - на первый взгляд достаточно заурядная. Крупнейший в Европе масс-медиа концерн Bertelsmann объявил о продаже за 8,25 млрд долларов принадлежащих ему акций компаний AOL Europe и AOL Australia, созданных в свое время на паритетных началах с американской America Online (AOL) для подключения европейских и австралийских пользователей к Сети (именно заокеанские партнеры и выкупят у немцев их 50-процентную долю). Тем не менее, несмотря на относительно скромные масштабы сделки, она может стать знаковой для медиа-империи, основанной в далеком 1834 году семейством Бертельсманн как фирма, издававшая молитвенники и религиозные памфлеты. Это едва ли не первое поражение концерна, который в 1998 году приобрел издательский дом номер один в США Random House и еще совсем недавно считался самой быстрорастущей компанией глобального медиа-рынка.

Начало конца

Правда, Bertelsmann на первый взгляд вполне готов к тому, чтобы лицом к лицу встретиться со своими конкурентами. По объемам продаж - почти 15 млрд долларов - концерн стал в 1999 году четвертой в мире медиа-компанией. Принадлежащая ему германская издательская группа Gruner und Jahr (в ее "активе" экономический еженедельник Capital, общественно-политический журнал Stern, журнал GEO, многочисленные женские и телевизионные журналы) имеет порядка 170 млн читателей. Через свои магазины Bertelsmann продает по всему миру примерно миллион книг в день, а его звукозаписывающая компания BMG Entertainment занимает пятое место в мировой табели о рангах. Кроме того, концерн владеет крупнейшей в Европе коммерческой телегруппой CLT-UFA, вещающей в девяти странах (такие известные телестанции, как RTL, RTL-2, SuperRTL, Vox, Premier и М6). Ряд развлекательных журналов издается во Франции, Испании, Великобритании и в США. Характерно, что почти половина оборота Bertelsmann приходится именно на зарубежные издательства.

В последние годы новый глава концерна, 46-летний Томас Миддельхоф, сделал ставку на перенос как можно большей части деятельности управляемой им медиа-империи в виртуальное пространство. Собственно, именно по настоянию Миддельхофа, тогда еще просто члена правления Bertelsmann, осторожные и консервативные немцы решились на партнерские отношения с America Online, приобретя в 1995 году 5% американской интернет-компании за 50 млн долларов. Их совместное детище - AOL Europe - оказалось крайне удачным предприятием. Основанная пять лет назад, AOL Europe насчитывает 3,8 млн пользователей и является вторым крупнейшим европейским провайдером интернет-услуг. Среди них электронная почта и коммерция, туристические поездки и другая информация. Все это можно приобрести как напрямую из Сети, так и через ряд сервисных фирм, доступных и не для пользователей Интернета. Германия, где у фирмы на начало года было полтора миллиона клиентов, стала для партнеров крупнейшим рынком. Практически каждый вечер на телеэкране можно было увидеть плохо выбритую фи