Шаг в сторону

Экономический анализ
Москва, 27.03.2000
«Эксперт» №12 (225)
Украина пытается оторваться от российского рынка

Отрицательное сальдо торговли Украины с Россией составило в минувшем году почти 1,3 млрд долларов. Для Украины Россия по-прежнему торговый партнер номер один. Россия и ввозит украинских товаров, и экспортирует на Украину своей продукции и услуг больше, чем даже Германия, с которой Киев пытается наладить эксклюзивные отношения. Тем не менее тенденция переориентации Украины с российского на другие рынки в последнее время заметно усилилась. Если в 1996 году доля поставок в Россию в экспорте украинских товаров составляла 38%, то в 1999 году - всего 20,7%.

Причин падения украинского экспорта в Россию несколько, но самыми важными представляются введенный Москвой три года назад НДС на импорт украинских товаров, а также тарифные и квотные барьеры на пути украинского сахара и алкоголя. В последние полтора года ко всем прочим препятствиям для продвижения украинских товаров в Россию добавилась двукратная девальвация рубля относительно гривны. Глубина падения курса последней по отношению к доллару оказалась вдвое меньше, чем российского рубля. Как следствие, ряд украинских товаров потерял конкурентоспособность по цене и уступил рынок российским аналогам.

Особенно сильно пострадал украинский трубный экспорт в Россию. За последний год он упал втрое.

Невостребованный в России из-за его относительной дороговизны, украинский металл хлынул на другие рынки. Но в Юго-Восточной Азии, Турции, на Ближнем Востоке и в Северной Африке сбывать продукцию высокой степени переработки удается хуже. Там находят спрос преимущественно полуфабрикаты - слитки, слябы, заготовка. Так что в полной мере переориентация украинских экспортеров на рынки, альтернативные российскому, пока не удалась.

Конкурентоспособность украинских товаров на российском рынке подрывается еще и наличием экспортных пошлин на вывоз российских энергоносителей. Находясь с российскими коллегами примерно на одном и том же технологическом уровне, а следовательно, имея примерно одинаковую материалоемкость и энергоемкость готовой продукции, украинские производители стремительно теряют позиции в России просто за счет разницы в цене на потребляемые ресурсы.

Ярким проявлением подобной тенденции может служить экспорт украинских шин в Россию. В прошлом году их ввоз упал более чем в полтора раза, хотя в 1998 году снижение продаж по сравнению с 1997-м составило всего около 6%.

Но если промышленные товары уходят с российских рынков, то популярность пищевых продуктов, причем высокой степени переработки, растет. Скажем, задавленный импортной пошлиной экспорт украинского сахара сменился экспортом украинской кондитерской продукции.

Кондитерский "ренессанс" вызван завершившейся модернизацией ряда крупных украинских фабрик и завершением формирования нескольких холдингов: "Укрпроминвест", "А.В.К.", а также конгломерат харьковских бисквитной и кондитерской фабрик. Образовавшиеся кондитерские холдинги постепенно подминают под себя сырьевые производства - сахарные и крахмало-паточные заводы, что в конечном итоге приводит к формировани

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (225) 27 марта 2000
    Теневая экономика
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама