В ожидании заказчика

Тема недели
«Эксперт» №13 (226) 3 апреля 2000
Лидер "Союза правых сил" Сергей Кириенко призывает предпринимателей обнаружить наконец в себе политические интересы

- Сергей Владиленович, по нашему мнению, в России есть значительный слой новых предпринимателей - не олигархов, не тех, кто высасывает собственные компании, а ориентированных на развитие. Однако они разобщены, никак не структурированы. Раз они не структурированы, то с общественной точки зрения они - никто. Не прямая ли задача "Союза правых сил" как партии организовать предпринимателей и отстаивать их интересы?

- Это вопрос тактического или стратегического подхода к бизнесу, к осознанию себя предпринимателем.

Можно относиться к политике как к системе минимизации трансакционных издержек (взятка - это трансакционная издержка). Если это трансакционные издержки, тогда все достаточно логично - надо каждый раз покупать соответствующие конструкции. Откуда, на мой взгляд, и тяготение части предпринимателей к "Отечеству", "Единству" - любой партии власти, даже партии власти номенклатурного капитализма. А что? Все решаемо, вполне приемлемо, предсказуемо. Для чего эти новые рычаги - совершенно непонятно.

Другой подход - это осознание своих политических интересов. Вот здесь начинаются ключевые вещи. С одной стороны, есть правые, которые давно ждут, что у них появится внутренний заказчик. Ждут, когда этот заказчик станет массовым, большим, когда он сможет действительно представлять интересы большинства. Тогда можно будет выполнять все три функции политики - борьба за власть, согласование интересов и формирование образа будущего. Без наличия за спиной массового заказчика можно заниматься только третьим - можно формировать желательный образ будущего.

У предпринимателей очень прагматичный подход: что мне с этого? То есть что для меня выполняет либерализм? Ничего он для меня не выполняет. Абстрактные интересы каких-то абстрактных политических партий. Мне это помогает платить налоги? Нет. Меня это защищает от налоговой инспекции? Нет. Меня это защищает от моего губернатора? Нет. Значит, эта штука не работает.

Вот здесь, собственно, у нас претензия к Явлинскому. Он ведь как бревно на дороге, потому что выполняет одну только функцию правозащитничества. Но функция правозащитничества предпринимателю не нужна. Конструкция Явлинского - я всегда в оппозиции, у меня вечные пять процентов, я канализирую протест населения против власти. Но мне не надо канализировать протест, мне надо создать нормальные условия существования.

- Вы сказали: "эта штука не работает". Какая штука?

- Политическое представительство.

- Но нет никакого политического представительства предпринимателей.

- Политики, близкие предпринимателям по идеологии, есть?

- Есть.

- Есть. Но механизм политического представительства не работает потому, что не решает задач предпринимателей. Политики, которые представляют, по сути, эту идеологию, не могут двигаться дальше, потому что у них нет массированной опоры за спиной.

- Тогда это не политика, а игра в политику.

- Ну согласились. Политика была такой неизбежно. Но сейчас эпоха меняется.

- Когда была борьба с коммунизмом - это была политика.

- Точно. Она только сейч