Триллер в готическом замке

Культура
«Эксперт» №13 (226) 3 апреля 2000

Даже у самых серьезных философов и интеллектуалов иногда возникает желание изложить собственные заумные концепции в простой и доступной форме. В подобных случаях они чаще всего пишут пьесы. Эти опусы редко ставят в театре. Сделать спектакль по пьесе интеллектуала, не знакомого с законами драматургии, могут немногие режиссеры. Елена Невежина, недавняя выпускница режиссерского курса Петра Фоменко, с легкостью преодолевает все препятствия. Поставив еще будучи студенткой РАТИ "Идею господина Дома" Кроммелинка, а через год пьесу Кундеры "Жак и его господин" в "Сатириконе", Невежина выпустила в этом же театре спектакль по пьесе Айрис Мердок "Слуги и снег".

Писательница, умершая в прошлом году, преподавала философию в Англии, увлекалась идеями Платона и экзистенциализмом. В ее пьесе разрабатываются темы изначальной хаотичности бытия, метафизической вины человека и искупления. Действие происходит зимой, в старом особняке, куда после смерти отца приезжает наследник (Александр Феклистов). Снегопад отрезает этот дом, похожий на заброшенный готический замок, от внешнего мира. Замок становится заколдованным пространством, из которого нет выхода. Оказавшиеся в ловушке герои, среди них священник - воплощение христианского всепрощения и цыган - носитель идей свободолюбия и анархии, выясняют извечные философские вопросы. Интеллектуальные мотивы вплетены в любовный сюжет: почти все герои влюблены в служанку Марину, которую считают земным воплощением вечной женственности. В пьесе по меньшей мере три любовных треугольника. В финале - два убийства, следующие одно за другим.

Невежина свободно справляется со всем сюжетным нагромождением. В ее постановке действие развивается стремительно и захватывающе, а спектакль смотрится, как триллер. Актеры играют с азартом и полной отдачей. Эффектные мизансцены подчеркивают индивидуальности персонажей. Зрители все время находятся в напряжении. Даже искушенный знаток детективов, посмотрев мягкое и лирическое начало спектакля, где ритм и настроение напоминают "Вишневый сад" Чехова, не догадается, что в финале его ожидает стремительное появление судебного исполнителя в военной форме, больше похожее на выход Фортинбраса из "Гамлета" Шекспира. Невежина старается превращать заумные пьесы в простые и доступные, ставить спектакли, которые нравятся большей части публики. Жаль только, что с каждой постановкой постепенно занижается интеллектуальная планка. Философские идеи в пьесе Мердок растворились в густом приключенческом сиропе, словно таблетка аспирина в стакане воды.