Город Солнца по-русски

Гигантский масштаб неподъемных обязательств государства в социальной сфере - продукт социалистической психологии большинства наших соотечественников

Несмотря на оптимистические оценки развития экономики России, ее система социального обеспечения продолжает деградировать. Если в 1997 году программа государственных гарантий в системе здравоохранения была обеспечена финансированием на 107%, то в 1999 году этот показатель снизился до 80%. В результате возрос фактический уровень платности здравоохранения, который, согласно одному из исследований, превысил 60% суммарных затрат на лечение. Значительная часть формально бесплатных услуг общественного здравоохранения оказалась недоступной для бедных пациентов из-за их неспособности осуществлять дополнительные платежи. В школьном образовании необходимость неофициальных доплат на обучение тоже усугубила положение бедных семей. Число детей, оставивших школы, приблизилось к 10% от общего числа детей школьного возраста.

В сфере занятости беспрецедентная по мировым меркам жесткость российского трудового законодательства в плане защиты от увольнений не смогла предотвратить массового высвобождения работников. Независимо от быстрого роста производства в течение 1999 года предприятия избегали нанимать новых работников и уменьшили долю зарплаты в расчете на единицу выпуска примерно в два раза (по сравнению с 1997 годом). Государственная служба занятости оказалась не в силах справиться с потоком безработных. В регионах с высокой безработицей пособия выплачивались нерегулярно и в основном в натуральной форме, а активные программы занятости финансировались в ничтожных объемах. Поэтому большинство безработных предпочитали не регистрироваться в службе занятости. Если пять лет назад регистрировался почти каждый второй безработный, то во второй половине 1999 года - лишь один из семи.

После кризиса Россия окончательно встала на путь формирования системы, которую, пожалуй, точнее всего можно определить как "виртуальное социальное государство". Российское законодательство содержит огромный объем социальных гарантий и выплат, охватывающих все население, независимо от доходов и имущественного положения. Их полная стоимость превышает суммарные расходы бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней. С точки зрения социальной справедливости и экономической разумности, большинство этих обязательств не выдерживают критики, и на деле финансируется лишь малая часть этих обязательств.

Самое парадоксальное, что, как показало развитие последних лет, сокращение реальных размеров государственного финансирования отнюдь не ведет к уменьшению социальных обязательств, а, напротив, провоцирует лишь дальнейший их рост. Примером может служить идея повсеместного перехода на адресные формы социальной помощи. Они стали весьма популярными в период кризиса, поскольку позволяли меньшими средствами оказать помощь большему числу нуждающихся. Их практическая реализация в федеральном законодательстве вылилась в прямую противоположность. Вместо отмены бесчисленных и неэффективных привилегий и льгот принятый в прошлом году закон "О государственной социальной помощи" лишь дополнил все эти льготы новыми бюджет

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (227) 10 апреля 2000
    Частныеинвестиции
    Содержание:
    Осторожно, кризис!

    Осенью 2000 года нас ожидает сильнейший обвал котировок акций

    Обзор почты
    Реклама