Кипренский в гостях у Нащокина

Культура
Москва, 10.04.2000
«Эксперт» №14 (227)

До своего открытия выставка "Живопись эпохи романтизма из собрания Государственного русского музея" в московской галерее "Дом Нащокина" вызывала некоторые сомнения: статусным шедеврам из крупнейшего национального музея впервые за многие годы предстояло погостить в частной галерее, то есть месте для них, прямо скажем, непривычном. Но директор Русского музея Владимир Гусев, избрав своим девизом "Непривычно не значит плохо", отправил полотна (их места временно заняты большой выставкой Карла Брюллова) в путешествие из Петербурга в Москву. И не ошибся. Во-первых, потому что, как ни велико собрание Третьяковской галереи, а питерских шедевров сердцу все равно не хватает. Во-вторых, потому что полотна, которые наша память уже намертво приклеила к стенам парадных залов Михайловского дворца, в комнатах нащокинского особняка обрели вполне подходящую среду. Устроители заставили полотна чувствовать себя "как дома" - сняли с рам казенные таблички, а вдоль стен поставили старую мебель. И получилось, что не шедевры из ГРМ в гостях у галереи "Дом Нащокина", а Кипренский, Щедрин и Тропинин в гостях у хозяина особняка Павла Нащокина - друга Пушкина, известного своим покровительством изящным искусствам.

Возможно, результат бы не был столь убедителен, если бы туда приехали парадные императорские портреты или батальные сцены. Но для живописи романтизма пространство частного дома оказалось как нельзя кстати, поскольку частный человек - объект и адресат живописи романтизма.

Романтизм в русской живописи, лишенный строгих границ, угадывается не в манере письма, а в выборе предмета и отношении к нему. Романтиков больше всего интересовал человек, сфера его чувств, грез, творчества, экзотические страны, тайны, природа как источник эмоциональных переживаний. Оттого тесное соседство полотен позволяет угадать романтические черты в тех вещах, которые в другом контексте и не сразу раскрыли бы свою принадлежность к этому художественному направлению. Например, среди автопортретов художников и портретов их друзей, всегда словно застигнутых врасплох за чтением, музицированием, рисованием - даже Великий князь Михаил Павлович, изображенный Д. Доу в строгом военном мундире, выглядит не важной государственной персоной, а мечтателем, грезящим о ратных подвигах. Таким делает его не только соседство просветленных лиц современников, но и тревожный небесный пейзаж за плечами - излюбленный мотив художников-романтиков. "Пейзаж должен быть портрет", - писал поэт-романтик Константин Батюшков, имея в виду родство эмоциональных состояний человека и природы. Потому у романтиков природа никогда не абстрактна и нейтральна, а меланхолична, как в итальянских пейзажах Сильвестра Щедрина, загадочна или катастрофична, как в лучших маринах Айвазовского, героична и тревожна, как в "портретах" окрестностей Рима П. В. Басина. Множество итальянских пейзажей, равно как и других итальянских мотивов у русских художников эпохи романтизма, - не случайность. Романтиков привлекала Италия южной неги, экзотичной красоты

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (227) 10 апреля 2000
    Частныеинвестиции
    Содержание:
    Осторожно, кризис!

    Осенью 2000 года нас ожидает сильнейший обвал котировок акций

    Обзор почты
    Реклама