Малый алюминиевый альянс

Повестка дня
Москва, 17.04.2000
«Эксперт» №15 (228)

На минувшей неделе стало известно, что в российской алюминиевой отрасли намечается очередная перегруппировка сил. Правда, на сей раз на фоне формирующегося мегаальянса Абрамовича-Дерипаски cо товарищи, контролирующего от 75% до 80% рынка, ее масштабы выглядят скромнее: в случае объединения Сибирско-Уральской алюминиевой компании (СУАЛ) и группы "Трастконсалт" новая структура будет располагать примерно 15% отечественных мощностей по производству первичного алюминия.

Два основных актива СУАЛа - Иркутский и Уральский алюминиевые заводы, суммарный объем выпуска "первички" которых составляет 320-330 тыс. тонн. По этому показателю СУАЛ занимает четвертое место в России после БрАЗа, КрАЗа и СаАЗа. "Трастконсалт" также реально контролирует сегодня два завода - Богословский и Кандалакшский, и его можно считать пятым российским алюминиевым "мини-холдингом".

Впрочем, по части рынка глинозема связка СУАЛ-"Трастконсалт" выглядит более солидной: Богословский и Уральский заводы в большей степени ориентированы на производство сырья, а не первичного алюминия, и в совокупности выпускают порядка полутора миллионов тонн глинозема, то есть больше половины общероссийских объемов. Кроме того, под контролем этих двух сливающихся компаний находится вся уральская бокситная база.

Очевидно, что идея объединения едва ли пришла бы в голову руководителям СУАЛа и "Трастконсалта" Виктору Вексельбергу и Василию Анисимову именно сейчас, если бы не пример господ Абрамовича и Дерипаски. Как дипломатично заметил по поводу "большой" алюминиевой сделки исполнительный директор СУАЛа Владимир Скорняков, "меня радует, что в России есть обладающие большими деньгами люди, которые могут себе позволить покупать столь серьезные производства". Однако, радуясь за своих коллег по бизнесу, хозяева алюминиевых заводов "второго эшелона" прекрасно понимали, что сидеть сложа руки в данной ситуации для них смерти подобно. По словам г-на Скорнякова, "СУАЛ - маленькая компания, которая тем не менее хочет быть устойчивой и самообеспеченной". Чтобы это вполне естественное желание осуществилось, СУАЛу не хватало хорошего партнера. Общие региональные интересы СУАЛа и "Трастконсалта", их многолетний опыт бесконфликтного сосуществования на Урале вполне естественным образом подтолкнули эти компании друг к другу.

Если "большая" и "маленькая" алюминиевые сделки будут доведены до логического завершения, то делить в российской алюминиевой отрасли, по сути, будет уже нечего - вне сфер влияния двух холдингов останется парочка мелких глиноземных комбинатов, а из алюминиевых - Волгоградский, Волховский и, возможно, Новокузнецкий завод, переход которого под контроль "большого холдинга" пока остается под вопросом.

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (228) 17 апреля 2000
    Лоббизм
    Содержание:
    Благодарное дитя специальных интересов

    Лоббизм - национальный спорт американцев

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама