Девушка без адреса

Культура
Москва, 17.04.2000
«Эксперт» №15 (228)

Фестиваль кино стран Европейского союза подоспел как нельзя кстати. В его программе, правда, и так не было ни одной российской картины (за исключением разве что совместного "Востока-Запада", который прибыл из Франции). После известных событий нам на этом фестивале вроде бы делать нечего. Только смотреть. Посмотреть было на что, но главные ожидания были связаны с бельгийской картиной "Розетта", которую сняли братья Люк и Жан-Пьер Дарденны.

"Розетта" победила в Канне, на последнем фестивале, где в конкурсной программе себя показали Питер Гринуэй, Педро Альмодовар, Дэвид Линч, Атом Эгоян, Джим Джармуш, Такеси Китано, Марко Белоккио, Леос Каракс, Маноэль де Оливейра, Рауль Руис, Чен Кайге, наш Александр Сокуров и другие. Две фестивальные недели вся мировая кинообщественность делала ставки на лауреата "Пальмовой ветви", ожесточенно споря - Альмодовар или Эгоян, Руис или Китано, Джармуш или кто-нибудь еще из вышеперечисленных. Но победителя в тотализаторе не оказалось, потому что победила в Канне "Розетта".

Розетта - некрасивая девчонка, у которой ничего нет: нет у нее дома (она живет в фургоне), нет семьи (отца нет вообще, а мать - алкоголичка), нет здоровья (постоянные боли в животе она лечит горячим воздухом из фена), нет любви - того единственного парня, который относится к ней с нежностью, она предает ради работы, которой у нее тоже нет. Даже умереть она как следует не может - при попытке самоубийства в баллоне кончился газ. И хотя завершается фильм на лирической ноте (преданный парень ее прощает, спасая от повторной попытки умереть), будущего у Розетты тоже нет.

Братья Дарденны, известные своими документальными фильмами про межнациональные конфликты, эмигрантов, безработицу и прочие жизненные трудности, в своей второй игровой ленте опять показали, что жизнь и рай - совсем не одно и то же. Снята "Розетта" в документальной манере дрожащей камерой без любого намека на киношные красоты. Даже грима у Эмиль Декенн, получившей приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, совсем нет. Она как есть - вся в слезах, в прыщах и губной помаде... А когда героиня бегает по извилистым коридорам, у зрителя начинается самое настоящее головокружение.

"Розетта" - совсем не прорыв в кинематографе Европы. Это вполне средний фильм. Но от прошлых каннских лауреатов - "Криминального чтива", "Взгляда Улисса" и даже "Жизнь прекрасна" - "Розетта" отличается как отсутствием постмодернистских приколов, так и сознательным отказом от надуманного эстетизма. Но самое важное - создатели "Розетты" сострадают не всему человечеству, а отдельному человеку. И поэтому версию критиков о временном помешательстве председателя жюри фестиваля Дэвида Кроненберга, раздающего "ветви" непонятно кому, хочется опровергнуть. И если в истории кино не останется "Розетта" или второй фаворит - "Человечность" Бруно Дюмона, то уж точно останется человечность Канна-2000.

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (228) 17 апреля 2000
    Лоббизм
    Содержание:
    Благодарное дитя специальных интересов

    Лоббизм - национальный спорт американцев

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама