Жестокий роман

Культура
Москва, 17.04.2000
«Эксперт» №15 (228)

В ЦДХ прошли две выставки, посвященные рекламе и графическому дизайну. Первая - "Дизайн и реклама" - занимала весь второй этаж здания, стекая по широкой лестнице, "заливая" антресоли и спускаясь аж до гардероба. "Дизайн и реклама" - выставка коммерческая, здесь был важен не конкурс и не креатив, а возможность перехватить живого клиента и заинтересовать его своими полиграфическими мощностями и ценами. Призы вручались если не тому, у кого плоттер шире, то тому, у кого стенд, а соответственно, и аренда, больше. Пиарщики и рекламщики бродили по этой выставке толпами, почти не жалуя экспозицию в мезонине. А именно там, на третьем этаже, открылась пятая Международная биеннале "Золотая пчела" - чемпионат мира по графическому дизайну.

Первое, что бросается в глаза на этой экспозиции, - отсутствие зрителей. И это несмотря на то что на стенах висят великолепные плакаты. Выставка собрала не только конкурсные работы этого года, но и лучшие вещи с предыдущих четырех "Пчел". Ретроспективность пятой "Пчелы" обусловлена тем, что экспозиция задумывалась как последняя. "Золотая пчела" проходит под эгидой ICOGRADA и IBCC - международных комитетов, курирующих интернациональные выставки. Уровень и статус "Пчелы" не уступают графическим биеннале в Брно или Колорадо. По словам отца-основателя Сергея Серова, фестиваль уходит по причинам совершенно банальным - из-за отсутствия спонсоров. У группки энтузиастов - самого Серова, дизайнера Владимира Чайки и журнала "Как" - сил не хватает.

С рекламой "Золотую пчелу" связывает больше, чем просто соседство. Это история любви и ненависти. Начало она ведет с середины 80-х годов, когда в журнал "Реклама" пришел Василий Цыганков. Именно с его легкой руки "Реклама" получила дополнительный профиль, став единственным в стране изданием по графическому дизайну. В результате тираж журнала вырос с 26 до 76 тысяч экземпляров. Потом появился первый конкурс - "Шрифт-дизайн`89". Из него во время первого рекламного бума вылупилась первая "Золотая пчела", которую поддерживало тогда рекламное агентство Greatis. Потом единственный спонсор исчез, и Международный конкурс остался без поддержки.

Было бы вполне резонно задать вопрос: почему же нынешние рекламщики и их "карманные" дизайнеры не поддерживают конкурс? Что здесь первопричина - прагматика "легких денег" или боязнь мировых критериев и международного жюри? Главной мечтой каждого отечественного дизайнера всегда было попасть в каталог международной биеннале. Сейчас амбиции подрастерялись. Реклама помогла "Золотой пчеле" родиться, а теперь губит. Если биеннале прекратит свое существование, можно будет констатировать исчезновение школы отечественного графического дизайна - школы элитарной и всемирно признанной.

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (228) 17 апреля 2000
    Лоббизм
    Содержание:
    Благодарное дитя специальных интересов

    Лоббизм - национальный спорт американцев

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама