Узники зависти

Компании
Москва, 17.04.2000
Беломорско-Онежское пароходство избежало распродажи флота за долги. Но не всех акционеров БОПа радуют его успехи

Летом 1998 года Беломорско-Онежскому пароходству (БОП) пророчили не более трех месяцев жизни: крупнейшее транспортное предприятие Карелии имело 166 млн деноминированных рублей на инкассо и 90 млн немецких марок задолженности западным кредиторам. Зарплата не выплачивалась полгода, коллектив готовился бастовать, в республиканском парламенте создали комиссию по расследованию деятельности пароходства. Руководство БОПа толковало о виноватом во всем валютном коридоре и обреченно готовилось продавать суда.

Этот драматический для пароходства и удобный для себя момент выбрал питерский концерн "ОРИМИ", один из главных экспортеров леса в европейской части России. Концерн увеличил свой пакет акций БОП до 48%, справедливо рассудив, что коль у него есть грузовая база, то ему выгодно иметь и собственные пароходы. В сентябре 1998 года свежеиспеченные собственники провели внеочередное собрание акционеров и добились того, чтобы в новом совете директоров преобладали представители концерна.

К настоящему моменту пароходство погасило всю задолженность долгов по зарплате. Навигация 1999 года принесла без малого один миллион долларов прибыли. За девять месяцев компания уплатила налогов и произвела платежей во внебюджетные фонды в размере 100 млн рублей - причсм "живыми" деньгами. Долг немецким кредиторам реструктурирован, а обязательства перед российскими заимодавцами снизились до 50 млн рублей, что равно номинальной стоимости одного теплохода, а их у пароходства 95.

Тем не менее судьба БОПа до конца не ясна - лавры победителя не дают покоя другим акционерам пароходства.

Крепкий хозяйственник

Новый гендиректор БОПа Николай Грачев не выдумал ничего оригинального для вывода пароходства из кризиса. Решил, во-первых, провести реорганизацию фирмы и, во-вторых, реструктурировать долги.

Новая команда менеджеров, сформированная в основном из выпускников экономического факультета Петрозаводского университета, озаботилась не объемными показателями, на которые ориентировалось прежнее руководство БОПа, а финансами и экономикой компании, взяв под надзор денежные потоки и добиваясь, чтобы деньги не летели на ветер. Так, возможно, впервые в БОПе стали работать с дебиторской задолженностью, наличие которой раньше использовалось лишь в качестве слезливого оправдания перед ВЧК и фискальными органами: мы-то в долгах, но вы посмотрите - сколько нам должны! А должны на момент прихода Грачева были ни много ни мало 12 млн долларов. Взыскать из них удалось всего несколько сотен тысяч. Кстати, и это немногое при прежней системе управления финансами могло благополучно "рассосаться" - теперь же все денежные средства аккумулировались на едином счете БОПа, что само по себе было новшеством.

Николай Грачев выбрал компании кредо: "Прибыльным должно быть все". Ему пришлось выслушать немало рассуждений относительно традиционно убыточных направлений - бороться, мол, с этим невозможно. Например, на внутреннем рынке значительную долю составляют низкотарифные перевозки щебня. Бытует мнение, что внутренние

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (228) 17 апреля 2000
    Лоббизм
    Содержание:
    Благодарное дитя специальных интересов

    Лоббизм - национальный спорт американцев

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама