Контрольный в голову

Передавать функции надзора за деятельностью коммерческих банков от ЦБ новой госструктуре сейчас неуместно и просто опасно

Начало работы Государственной думы нового созыва ознаменовалась появлением целого ряда поправок к закону о Банке России. Один из проектов поправок предлагает передать функции надзора за деятельностью коммерческих банков от ЦБ специально созданной новой госструктуре.

Авторы поправок так аргументируют свою инициативу. Объединение функций органа денежно-кредитного регулирования и органа банковского надзора приводит к конфликту интересов внутри самого ЦБ, не позволяет ему как следует сосредоточиться на проблемах коммерческих банков.

Кроме того, считают авторы, августовский кризис 1998 года выявил недостаточную эффективность системы надзора, осуществляемой ЦБР. Поэтому есть смысл подумать о ликвидации надзорной монополии Банка России, о преимуществах объединения надзорных функций всех финансовых институтов в едином надзорном органе, о контроле за операциями на всех сегментах финансового рынка. Достоинства подобной системы якобы подтверждает международный опыт. Самому банку России остается следить за проведением денежной политики, осуществлять хранение средств федерального бюджета и государственных небюджетных фондов, а также осуществлять операции по обслуживанию госдолга.

По мнению депутата Павла Медведева, в самом предложении нет ничего страшного, тем более что подобные агентства исторически сложились и успешно действуют в ряде развитых стран, например Германии. Однако реализовывать это предложение сейчас, когда перед банковской системой остро стоят другие проблемы, в том числе ее скорейшей реструктуризации, Медведев считает преждевременным.

По словам главы думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина, сначала следует отладить банковский надзор до достаточно автономной структуры в рамках ЦБ, создать межрегиональные центры ЦБ, которые могли бы выполнять функции надзорных органов на местах, на что понадобится примерно пара лет, и только потом решать, следует забирать функцию надзора у ЦБ или нет.

Теоретически, конечно, трудно спорить с тем, что чем больше различных функций у учреждения, тем опасней для него потенциальный конфликт интересов. У ЦБ, сочетающего функцию регулятора денежного обращения и кредитора последней инстанции, может легко возникнуть соблазн скрыть недостаток надзора выдачей кредита. Среди развитых в финансово-экономическом смысле стран функция банковского надзора монопольно закреплена за центральным банком лишь в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Испании и Австралии. Большинство других стран давно перешли от опасений по поводу разделения функций денежного регулирования и надзора к практическим действиям. Впрочем, полное устранение центрального банка от надзорных функций - тоже редкость. Самостоятельные правительственные агентства осуществляют банковский надзор только в Бельгии, Канаде, Дании, Швеции, Швейцарии; в Австрии и Японии надзор за кредитными организациями осуществляется министерством финансов.

Выключение ЦБ из процесса мониторинга банков скверно по двум причинам. Во-первых, профессио

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (228) 17 апреля 2000
    Лоббизм
    Содержание:
    Благодарное дитя специальных интересов

    Лоббизм - национальный спорт американцев

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама