Волшебный корабль

Тема недели
Москва, 24.04.2000
«Эксперт» №16 (229)
Благодаря давней разработке отечественного ВПК может открыться новый рынок емкостью в несколько миллиардов долларов

В начале 60-х годов советский конструктор Владислав Алексеев реализовал странную на первый взгляд идею - помесь катера и самолета. Экраноплан (так называлось устройство) был способен летать вблизи поверхности воды, не касаясь ее. Примерно в то же время правительство США потратило сотни миллионов долларов на похожие разработки, но заключение американских ученых гласило, что такой аппарат невозможно создать в принципе. Не смогли сконструировать экраноплан и в других странах. Информацию о засекреченной военными разработке Алексеева, просачивающуюся в западную печать, долгое время считали "дезой", поэтому сегодня в этом достаточно новом сегменте рынка транспортных средств, оцениваемом некоторыми экспертами в несколько миллиардов долларов, у России не оказалось конкурентов. Правда, реализовать свое преимущество ей пока не удалось.

Каспийский монстр

С экранным эффектом - изменением несущих свойств крыла на малых высотах - впервые столкнулись еще в начале 20-х годов. Пилоты заметили, что при взлете и посадке подъемная сила крыла при некоторых режимах полета может значительно возрастать вблизи поверхности земли. Игнорирование этого факта первыми авиаконструкторами иногда приводило к печальным последствиям, и потом с экранным эффектом стали бороться. Но открытие новой природной закономерности наталкивало на мысль о возможности создания аппарата, который этот эффект будет использовать.

Первые попытки создать такой аппарат оказались неудачными. Зимой 1932 года финский инженер Т. Каарио испытал экраноплан собственной конструкции, буксируемый аэросанями над замерзшим озером. Позднее, в 1936 году, Каарио построил усовершенствованный аппарат, оборудованный двигателем с воздушным винтом. Однако финского экспериментатора постигла неудача - его аппарат пролетел всего несколько сотен метров и развалился. В 1939 году исследования Каарио решил продолжить американский инженер Д. Уорнер. Работая над быстроходными катерами, он предложил свой проект судна с системой несущих воздушных крыльев. Проект Уорнера профинансировало военное ведомство Швеции. В начале 40-х годов Уорнер показал шведским властям два катера-экраноплана, но полученные при их испытании результаты заказчиков не удовлетворили, и все работы быстро свернули. Не повезло и другому родоначальнику экранопланеризма - немцу Гюнтеру Йоргу. В 40-х годах он сконструировал небольшие прогулочные экранопланы и даже готов был начать их производство мелкими сериями, однако после череды неудачных экспериментов с серийными аппаратами вскоре тоже лишился финансирования.

В СССР работа над экранопланами началась в конце 50-х под патронажем ВМФ. Владислав Алексеев работал тогда над созданием судов на подводных крыльях и поэтому шел к созданию экраноплана не от авиации, как западные коллеги, а от кораблестроения. Рассказывает ученик Алексеева Дмитрий Синицын: "Владислав Евгеньевич был автором идеи малопогрузного подводного крыла, у которого при приближении к поверхности воды уменьшается подъемная сила, а при удалении - увеличи

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (229) 24 апреля 2000
    Инновационная экономика
    Содержание:
    Акулы академического бизнеса

    Как сочетание талантов ученого и предпринимателя превращает науку в доходную отрасль

    Обзор почты
    Реклама