Глупый Хэл

Культура
Москва, 24.04.2000
«Эксперт» №16 (229)

В рамках проекта "Кино без границ" на отечественные экраны вышел фильм, возможно, единственного полностью независимого профессионального режиссера в мире Хэла Хартли "Генри Фул" (в буквальном переводе - "Глупый Генри").

Режиссер Хэл Хартли обладает одной поистине удивительной особенностью: чтобы снимать кино, ему практически не нужны деньги. "Если у меня есть триста долларов, я снимаю за триста, если пятьдесят - снимаю за пятьдесят". Тем не менее его фильмы не кажутся малобюджетными. Того, что там не горят автомобили и не бегают по полям толпы статистов, просто не замечаешь. Не до этого. Уж больно хорошее кино он снимает. Он - профессионал. Который принципиально не хочет иметь дело с Голливудом. Вот и снимает сам, с копеечными бюджетами. Зато у него есть то, чего долго и безуспешно добивались знаменитые мэтры, - право на "окончательный монтаж". Никакой продюсер не может указать ему, что вот эту сцену надо вырезать, а ту - переснять. И это решает дело. "Зачем чинить то, что не сломано?" - отвечает Хартли на предложения поработать в Голливуде. И несмотря на это, его уже проходят в киношколах.

Отказавшись от "большого кино", Хартли отказался и от "больших имен". Большинство хартлиевских актеров - его приятели еще по Нью-Йоркскому университету. Они переходят из фильма в фильм, существует даже такое понятие - "клан Хартли". Их персонажи - простые люди, выходцы из рабочих семей и маленьких городков, не желающие следовать стереотипам поведения, принятым не то что в провинции, но и вообще среди нормальных людей. Они ведут себя как пациенты сумасшедшего дома либо как святые - говорят что приходит в голову, проявляют свои чувства на людях в самых экстремальных формах, заговаривают на улице с прохожими и так далее. Они напоминают персонажей Достоевского, которого Хартли так любит, только не мрачных, а скорее задумчивых, не истеричных, а скорее эксцентричных.

Кино Хартли больше напоминает театр. Причем сразу три. Во-первых, театр абсурда, с его длинными, бессмысленными, закольцованными диалогами. Опять-таки, "хартлиевский диалог" - понятие уже нарицательное. Он развивается по спирали, и обсуждение нового средства от тараканов плавно перетекает в нем в рассуждения о типичном герое нашего времени и обратно. Вторая составляющая - Шекспир. Трудно вспомнить, кто из кинорежиссеров так часто (и так удачно) заставлял бы своих героев произносить монологи, причем обращенные не к партнерам по фильму, и даже не к публике, а исключительно к самим себе. И третье - театр кабуки. Хартли - один из немногих режиссеров, которые тщательно репетируют с актерами каждую сцену и буквально ставят каждое движение. Каждый наклон головы, каждый взмах руки выверен с хореографической точностью.

Мы в России начинаем сразу с последнего фильма Хартли. И, по мнению многих поклонников режиссера, лучшего. Сценарий получил приз на Каннском кинофестивале. В американском прокате фильм собрал почти полтора миллиона долларов - огромная сумма для Хартли. Критики приняли фильм с восторгом. Как, впроч

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (229) 24 апреля 2000
    Инновационная экономика
    Содержание:
    Акулы академического бизнеса

    Как сочетание талантов ученого и предпринимателя превращает науку в доходную отрасль

    Обзор почты
    Реклама