Антикризисный жанр

Культура
Москва, 08.05.2000
«Эксперт» №17 (230)
Автором книг для массового читателя может стать практически каждый

В начале лета 1998 года в свежеотремонтированном офисе собралось полтора десятка человек разного возраста и общественного положения. Сначала, вполне в духе того безоблачного времени, все немного поспорили, не без азарта - вплоть до ударов грома и запаха серы, а затем договорились учредить Ассоциацию массовой литературы. Предполагалось, что она займется сбором информации о бурно развивающейся отрасли, создаст банк данных по авторам и произведениям, станет издавать журнал, а также - что характерно - учредит премию. Участники встречи настолько воодушевились, что собрались еще раз, написали несколько проектов и подписали протокол о намерениях, но тут, понятное дело, еще только зарождавшаяся структура вдруг оказалась погребена под обломками пирамиды ГКО.

Утомленный читатель вправе спросить: что мне дела минувших дней и какие-то пересохшие страсти, когда горит и плавится планета, бьет пулемет неутомим? В том-то и дело, что бьет он порой без разбора и сыплет кучно по одним и тем же мишеням, принимая их каждый раз за новые.

Ассоциация массовой литературы не состоялась, но экономический кризис в целом все-таки позади. По итогам 1999 года ведущие издательства страны, делающие бизнес на многотиражных сериях, практически удвоили количество выпускаемых книг. ЭКСМО и АСТ выпускают, соответственно, по 2522 и 2271 наименованию, а их суммарные годовые тиражи - 43 и 35 млн экземпляров. (Для сравнения: более элитарные, хоть и весьма солидные издательства, такие как "Вагриус" или "Азбука", не переваливают и пятимиллионный рубеж.) Но вот вам и таракан в филипповской булке: тиражи остросюжетной литературы сократились в среднем с 23 до 18 тысяч. Зато по книгам популярнейших авторов стали снимать телесериалы ("Улицы разбитых фонарей", "Каменская" и проч.). Некоторые утонченные интеллектуалы и сами принялись сочинять вполне приличные детективы, что привлекло к ним внимание других интеллектуалов и некоторых налоговых инспекторов. Короче говоря, жизнь победила смерть не известным науке способом. И вроде тот же лес, тот же воздух и та же вода, но все теперь по-другому, не так, как раньше.

Затишье после боя

"Вампир захохотал - замогильным жутким смехом, именно так, как и положено хохотать упырю из сказок, неизменно побеждаемому добрым чародеем, в последний миг приходящим на выручку беспомощной жертве".

Ник Перумов. Дочь некроманта. М.: ЭКСМО, 2000. Тираж 50000 экз.

В прямом эфире НТВ наряду с барски вальяжным Никитой Михалковым о судьбах России рассуждает теперь Борис Акунин, спокойный, как Будда. В интервью посконному "Книжному обозрению" авторитетный классик-сибиряк Виктор Астафьев неожиданно сообщает, что любит читать "нашего, красноярского, сатирика и фантаста Михаила Успенского" (для тех, кто не в курсе: последний - автор как минимум двух примечательных и отнюдь не почвеннических книг "Там, где нас нет" и "Время Оно", вышедших в издательстве "Азбука" в серии "Фэнтези" в 1997-1998 гг.). Андрея Кивинова ОРТ перекупает у НТВ, интернет-сайт фантаста Сергея Лукьяненко популя

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (230) 8 мая 2000
    Квантовый компьютер
    Содержание:
    Работы у наших потомков не будет

    Директор Физико-технологического института РАН академик Камиль Валиев считает, что информационные ресурсы природы практически исчерпаны

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама