Вниманию вкладчиков

Культура
Москва, 22.05.2000
«Эксперт» №19 (232)
Наши художники, похоже, решили повернуться лицом к отечественной публике

Когда-то казалось, что белый параллелепипед Центрального Дома художников на Крымской набережной, прозванный давным-давно "сараем", способно заполнить только пришествие публики со всех концов галактики. Старожилы помнят эти залы вечно пустыми. Похоже, что "Экспо-парк", устраивая в ЦДХ одну за другой многолюдные художественные ярмарки, до сих пор сражается с призраком пустоты. Хотя, кажется, тот уже лежит на лопатках.

Черное и белое

Четвертая по счету "Арт-Москва" собрала толпы зрителей, причем не только из числа завсегдатаев галерей. Это можно было заметить с первого взгляда, поскольку далеко не все были одеты в черное - цвет, с которым настоящего тусовщика разлучит только смерть. Участники ярмарки, то есть галереи, выставившие искусство на продажу, ничем в экспозиции не отличались от тех, кто выступал с некоммерческими проектами, занимавшими едва ли не половину площади. Конечно, опытный ходок по выставкам сообразит, что все, что мигает, рассыпается на глазах, вопит, булькает и перемещается, скорее всего по некоммерческой части. Но в данном случае опытность посетителя решающей роли не играла, потому что устроители "Арт-Москвы" заботились в равной степени о ярмарке и о выставке, следуя своему фирменному правилу - "сегодняшний благодарный зритель - завтрашний покупатель".

Знак качества

А покупателей этих у нашего современного искусства маловато. Не очень-то хочет он вкладывать в современное искусство деньги, все косится в сторону антиквариата. Работать с ним и работать, убеждать и убеждать, что покупать все это выгодно.

В отличие от часто меняющихся организаторов "Арт-Манежа" (второй крупнейшей ярмарки современного искусства в России) постоянные устроители "Арт-Москвы" решили не бросать покупателя на произвол судьбы. Об "Арт-Манеже" только и твердили: "Мы ярмарка, ярмарка и еще раз ярмарка, продаем все, что предлагают". А со стороны "Арт-Москвы" все больше раздавались реплики о качестве, художественном уровне, строгом отборе, совете экспертов, мнении арт-критиков и т. д. Один из них - директор Института современного искусства Иосиф Бакштейн - назвал "Арт-Москву" "эстетической акцией".

Участие в этой акции имели право принять только те, кто показал соответствие "международному языку современного искусства". А чтобы публика не думала, будто "международный язык современного искусства" - заклинание, придуманное арт-критиками и кураторами для запудривания мозгов непосвященным, этот "международный язык" был развешен и расставлен повсеместно в виде художественной продукции, привезенной галереями из Австрии и Германии.

А что высокий уровень тоже не корыстный заговор экспертов, подтверждало присутствие на ярмарке закупочной комиссии Министерства культуры. Эта комиссии, помимо ее основной функции отбирать приглянувшееся для музеев, должна была будоражить аппетиты потенциальных покупателей. Короче говоря, "Арт-Москва" стала еще одним усилием по превращению современного искусства в предмет респектабельного потребления, не уступающий антиквариату.

Недорого, но с

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (232) 22 мая 2000
    Реформа власти
    Содержание:
    Настоящая крепость

    Владимир Путин налаживает инструмент

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама