Идеологическая недостаточность

Тема недели
Путин знает, что должны делать военные и как следует реформировать власть. С экономикой пока не очень...

В нашей президентской республике имеются три принципиальные сферы управления - безопасность страны, народное хозяйство и собственно административная система (см. рисунок). Общий надзор за всеми управленческими сферами осуществляет президент, при этом степень его влияния на протекающие в них процессы обусловливается двумя факторами - наличием у самого президента программы действий и эффективностью механизмов, которые должны ретранслировать президентские идеи исполнителям.

Что есть, то есть

Если судить по состоявшимся к исходу 18 мая назначениям во власть, Владимир Путин лучше всего понимает, что нужно делать и кто именно это делать будет, в сфере безопасности (практически все российские "силовики" первыми же указами были вновь назначены на свои посты). Что немудрено, если учесть его достаточно разнообразный личный опыт и историю формирования как политика всероссийского масштаба.

Серьезный политик Путин начался с серьезных решений по Чечне и весьма продолжительное время (до инициации административной реформы на прошлой неделе, но о ней - чуть ниже) оставался сугубо "политиком от Чечни". Noblesse oblige: став президентом, Путин должен добиться того, чтобы принятые им ранее решения оказались удачными. При этом он, судя по всему, вполне осознает проблемы, прежде всего - военно-технического характера, с которыми федеральные силы сталкиваются при их реализации. Российская армия еще обеспечивает ядерную безопасность страны, но ей уже сложно гасить локальные конфликты.

Вывод напрашивается: наиболее актуальными задачами в сфере обеспечения безопасности страны для Путина сегодня являются реформирование Вооруженных сил и умиротворение мятежного региона. Что же касается механизма ретрансляции этих идей исполнителям, здесь тоже все в порядке - куратором-координатором силовиков является Совет безопасности, возглавляемый Сергеем Ивановым. А его на эту должность рекомендовал сам Путин.

Реформа административной системы, как стало окончательно ясно на прошлой неделе, является гранд-идеей президента России в сфере соответствующего - административного - управления. Выстрадана ли она самим Путиным, подсказана ли Германом Грефом (в Центре стратегических разработок среди прочих расписана поквартальная программа осуществления этой реформы) - неважно, главное, что она прочно завладела президентскими мыслями.

Увы, в этой сфере гармоничного сочетания единомыслия с единоначалием пока нет. Возглавляемая Александром Волошиным администрация президента, которая и должна служить ретрансляционным механизмом, отчетливо разделена на две части - "ельцинское наследие" (к которому относится и сам Волошин) и "путинский призыв". До последнего времени их более или менее мирное сосуществование было обусловлено неизбежно совместной подготовкой президентских выборов и президентской же инаугурации. И хотелось бы Путину заменить Волошина Дмитрием Медведевым, в недавнем прошлом доцентом кафедры юрфака ЛГУ, да квалификация не та. Его естественное желание окружить себя хорошо знакомыми и не имеющ