Великая транспортная революция

Компании
Москва, 22.05.2000
«Эксперт» №19 (232)
Авиационные, железнодорожные и автомобильные компании вынуждены сливаться в единые транснациональные конгломераты

Недавно корреспонденту "Эксперта" довелось оказаться в пока еще редкой для России ситуации, для определения которой лучше всего подошло бы слово "авиапробка". Пытаясь вылететь из Бостона в Нью-Йорк, самолет компании Delta лишний час простоял на взлетной полосе, а когда наконец поднялся в воздух, командир корабля вежливо предупредил пассажиров, что приземлимся мы на полтора часа позже графика - придется еще покружить над аэропортом Кеннеди. "Но не расстраивайтесь, в очереди на посадку мы уже сороковые", - воодушевил нас пилот.

Несмотря на то что главные аэропорты мира продолжают интенсивно развиваться, их пропускная способность не позволяет обслуживать стремительно возрастающий самолетопоток. Особенно остро проблема стоит для Европы: например, аэропорт Орли, чтобы обеспечить должную безопасность полетов, пошел на беспрецедентный шаг, сознательно сократив количество взлетов-посадок до 250 тысяч в год, а руководство крупнейшего в Европе аэропорта Шарль де Голль подсчитало, что при нынешних темпах развития перевозок уже через десять лет его пропускная способность будет исчерпана. В Германии ситуация немного лучше - там недавно был введен в строй новый аэропорт Мюнхен-2, однако пропускная способность двух других главных транспортных узлов этой страны - Кельн-Бонн и Франкфурт - находится на пределе возможного. Свежий пример: на днях корреспонденту "Эксперта" пришлось стоять в очереди в комнату отдыха для пассажиров бизнес-класса франкфуртского аэропорта (а это несколько весьма просторных залов). Как подсчитали эксперты ЕС, уже в 2002 году все аэропорты Европы не смогут обеспечивать прирост количества полетов. И это при том, что с 1997-го по 2010 год в Европе должны быть построены новые взлетно-посадочные полосы в 17 аэропортах, а с 1997-го по 2005 год в 29 аэропортах планируется начать эксплуатацию новых терминалов.

Авиапробки стали настоящим бичом для воздушных перевозчиков развитых стран. По данным Ассоциации европейских авиакомпаний, последние два года побили все рекорды по количеству задержанных вылетов. Почти треть всех рейсов за это время была отложена более чем на 15 минут. По словам генерального директора Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Пьера Жениотта, в марте 1999 года задержки рейсов выросли по сравнению с мартом 1998-го на 253%. Простои обошлись европейским авиакомпаниям многомиллионными убытками. Только у Lufthansa потери из-за несвоевременных вылетов в прошлом году составили около 150 млн евро. Руководитель Lufthansa Passage Airline Карл-Фридрих Рауш не без сожаления заметил, что, ожидая разрешения на взлет, самолеты его компании в 1999 году впустую сожгли 100 тысяч тонн керосина, которого хватило бы одному лайнеру, чтобы 800 раз облететь Земной шар.

Звездный союз

Причина этой почти катастрофической ситуации не только в росте пассажиропотока, но и в неадекватно большом числе выполняемых авиакомпаниями рейсов, львиная доля которых остается недозагруженными (средняя загрузка едва превышает 60%). Первый шаг для ее преодо

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (232) 22 мая 2000
    Реформа власти
    Содержание:
    Настоящая крепость

    Владимир Путин налаживает инструмент

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама