Император на новенького

Культура
Москва, 22.05.2000
«Эксперт» №19 (232)

В российский кинопрокат выходит фильм Ридли Скотта "Гладиатор". Фильм режиссера, все картины которого за последние десять лет ("1492: Покорение рая", "Белый шквал", "Солдат Джейн") были оглушительным провалом. Режиссера, на котором и продюсеры, и поклонники уже поставили крест. Блокбастер с 140-миллионным бюджетом, снятый в забытом Голливудом, в частности, и кинематографом вообще жанре, - эпический боевик. Его размах не уступает печально известной "Клеопатре", разорившей в свое время XX Century Fox. Фильм, у которого есть все шансы или возродить погибший жанр, или повторить подвиг "Клеопатры".

Англичанин Ридли Скотт, среди удач которого "Чужой" (1979), "Бегущий по лезвию бритвы" (1982), "Тельма и Луиза" (1991), славится тем, что всегда больше показывает, чем рассказывает. Уникальность его фильмов заключается в исключительной плотности происходящего на одну минуту экранного времени. Так, в "Гладиаторе" за 60 секунд от дерущихся отлетает примерно 24 части тела. В кровожадности - основная прелесть (если можно это так назвать) нового фильма Скотта. По крайней мере - его основной пуант.

Фильм рассказывает нам о том, как полководец Максимус, одержавший множество блестящих побед во славу Рима, вместо того, чтобы стать императором (по завещанию Марка Аврелия), продан в гладиаторы. Коварный сын Марка Аврелия Коммод уничтожает семью Максимуса и обрекает его самого на страдания. Теперь цель жизни порабощенного Максимуса - восстановить справедливость. В этом ему поможет народная любовь. А если народ полюбил гладиатора, значит, разлюбит императора. Это уж прямая зависимость.

Максимус - персона полностью выдуманная, и с ним режиссер волен обращаться как угодно, хотя малопонятно, почему Марк Аврелий хочет доверить империю не собственному сыну, а безродному воину. Коммоду, согласно исторической справке, в момент восшествия на престол было восемнадцать лет, играющему же его Хоакину Фениксу чуть ли не сорок. История гласит, что Коммод казнил свою красавицу-сестру Люсиллу, в фильме же она жива здорова, а умирает он. Причем не просто умирает, а погибает на гладиаторском ринге. Истории, правда, известен факт, что Коммод забавлялся добиванием поверженных гладиаторов и расчленением животных, но чтобы император Рима выходил один на один с гладиатором на честный бой - это больная фантазия создателей кинопроизведения.

Ридли Скотт сам заявил, что не хотел бы, чтобы его фильм был приложением к учебнику истории. Это заявление необходимо донести до каждого школьника, потому что на конкурсе фальсификаторов истории Ридли Скотт, несомненно, получил бы Гран-при.

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (232) 22 мая 2000
    Реформа власти
    Содержание:
    Настоящая крепость

    Владимир Путин налаживает инструмент

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама