Модель для эфира

Рынки
Москва, 22.05.2000
«Эксперт» №19 (232)
Третья кнопка способна приносить большие деньги, стоит только изменить формат вещания

Ничто не предвещало сенсаций, когда на исходе прошлой зимы в полупустом зале коллегии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций министр Михаил Лесин спокойным, немного усталым голосом зачитывал коллегам-журналистам список очередных планов Федеральной конкурсной комиссии. Вначале Лесин уведомил собравшихся о появлении в столичном радиоэфире станции "Любовь", затем о том, что в марте будет выставлена на конкурс лицензия на вещание на 25-м дециметровом московском телеканале. И, как бы между прочим, добавил к сказанному о решении комиссии не пролонгировать автоматически лицензии на вещание компаний "ОРТ" и "ТВЦ", срок действия которых истекает этой весной, а провести открытый тендер на их частоты 24 мая.

Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Смена владельцев первой стратегической кнопки (помимо ОРТ об участии в тендере заявила компания "РТР-сигнал") может повлечь за собой полную перекройку российского рынка телевещания. Впрочем, и смена хозяина московской частоты значит немало. Тот, кто будет вещать вместо ТВЦ, получит аудиторию, ядро которой составляют неплохо обеспеченные москвичи. По заявлению некоторых из участников грядущего тендера за третью кнопку, данная частота может претендовать не на 3% рекламного рынка, которые приходятся сегодня на ТВЦ, а на долю как минимум в пять раз большую. Правда, для этого придется радикально изменить формат вещания, прежде всего отказаться от амбиций федерального канала. Сегодня в очередь за третьей кнопкой выстроились Ren-Media, "ВиД", АТВ, "Московия" и сам ТВЦ.

Советская школа

В далеком шестьдесят пятом, когда в Стране Советов было принято решение создать национальный телевизионный формат, изобретать велосипед не стали. Формирование программной сетки (сейчас у телевизионщиков в ходу модный термин - "программинг") с ежевечерним семейным фильмом и традиционным девятичасовым обзором новостей за день советские специалисты воссоздали по образу и подобию британского канала BBC. Эта система оказалась настолько универсальной, что сохранилась практически без изменений вплоть до перестроечных восьмидесятых.

Первая программа Центрального телевидения и ее "республиканские братья" (пятнадцать вторых каналов) были призваны просвещать население, пропагандируя единственно верный образ жизни. Стабильное государственное финансирование в сочетании с жестким идеологическим прессингом обеспечивало довольно высокое качество телепродукта - тексты дикторов выверялись до последнего ударения, а тщательно отобранные редсоветами фильмы были в целом выше среднего уровня советского кинопроката.

В конце советской эпохи на ЦТ вновь обратились к западным стандартам, но теперь решили поэкспериментировать с американскими образцами. Первыми ласточками нового телевидения в те годы стали такие программы, как "Взгляд", "До и после полуночи", утренний "Информационно-развлекательный канал", чуть позже - "Поле чудес". Как ни странно, воссозданные в России Владиславом Листьевым и "ВиДом" американские жан

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (232) 22 мая 2000
    Реформа власти
    Содержание:
    Настоящая крепость

    Владимир Путин налаживает инструмент

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама