Путин предлагает социальный контракт

Повестка дня
Москва, 05.06.2000
«Эксперт» №21 (234)

"Сбалансированная бюджетная политика - это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств". Эта немного нескладная фраза из бюджетного послания Владимира Путина Федеральному собранию дорогого стоит. И потому, что верховная власть страны вообще впервые заговорила о социальном контракте, предполагающем наличие двух равноправных договаривающихся сторон. И потому, что социальный контракт в этом контексте является не чем-то абстрактно идеологическим, это синоним вполне конкретных "новых финансовых взаимоотношений". Ты мне - я тебе, только по понятным зафиксированным правилам: что, сколько, когда и почем.

Государство предлагает обществу на 2001 год общее снижение налогового бремени (подробнее о налоговой реформе см. стр. 10), уменьшение - против всех ожиданий - расходов на содержание "силового" блока (26,8% при 29,2% в текущем году) и обслуживание госдолга (23,1% при 24,3%), увеличение социальных расходов (19,5% при 14,1%), поддержки отраслям включая сельское хозяйство (11,9% при 8,9%), помощи региональным и местным бюджетам (10,7% при 7,6%). Главное, что государство сегодня просит от общества, это карт-бланш на проведение налоговой реформы, подразумевающей в том числе и отказ от целевого использования налоговых доходов.

А это трудно. Отдельные части общества привыкли к тому, что их "профильные" расходы обеспечиваются не в рамках единой бюджетной политики, а неким особенным образом - из закрепленных за ними источников финансирования. Так, российские профсоюзы на прошлой неделе активно выступили против намечаемого перехода от выплаты целевых взносов в Фонд социального страхования (ФСС) на уплату единого социального налога (на социальное и медицинское страхование). В чем принципиальная разница между взносом и налогом? В том, что сбор налога производит МНС, а контроль за расходованием собранного - казначейство. Сейчас же сбор взносов в ФСС осуществляет многочисленный аппарат фонда, в значительной степени находящийся под контролем профсоюзов. При этом контроль за расходами со стороны государства затруднен из-за их непрозрачной структуры. Из утвержденных на 2000 год общих расходов фонда в объеме около 70 млрд рублей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на основные цели фонда! - выделено около 12 млрд рублей.

Если общество в лице Федерального собрания заключит с государством предлагаемый им контракт, обществу в лице профсоюзов придется с этим согласиться и, вероятно, претерпеть существенные изменения.

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (234) 5 июня 2000
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Неявная амнистия "черных" зарплат

    Налоговые инициативы правительства разъясняет один из основных авторов Налогового кодекса, первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов

    Обзор почты
    Политика
    Реклама