Неявная амнистия "черных" зарплат

Тема недели
Москва, 05.06.2000
«Эксперт» №21 (234)
Налоговые инициативы правительства разъясняет один из основных авторов Налогового кодекса, первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов

- Как парламент воспринял налоговые инициативы правительства?

- Государственная дума согласна с тем, как правительство видит первоочередные задачи в налоговой сфере, и речь сегодня идет о том, чтобы до летних парламентских каникул принять основные главы Налогового кодекса. Это позволит нам процентов на девяносто быть уверенными в тех доходах, которые планируются в бюджете две тысячи первого года. Остальные главы НК должны быть приняты осенью. Их еще будет много, но они менее объемные и менее спорные. Это, в частности, региональные и местные налоги, а также некоторые из федеральных налогов, например налог на наследование и дарение.

- Создается впечатление, что в результате реформы мы получим увеличение, а не снижение налогового бремени...

- Есть такая реакция, но я думаю, что она неадекватна предложениям правительства. Совокупный эффект от всех мер, если они будут реализованы в полном объеме, - это снижение налоговой нагрузки на два процента ВВП уже в первый год.

- Это оценивается по суммам, которые недополучит бюджет в результате нововведений?

- Мы берем ту собираемость налогов, которая у нас сложилась сегодня, и считаем, что мы получим после того, как эти меры будут реализованы. То есть считаем потери для бюджета.

Негативная реакция понятна, потому что средствами массовой информации из пакета предложений правительства выхватываются самые "жареные" куски. На самом деле будет снижение налоговой нагрузки и на предприятия, и на граждан.

Снижение налоговой нагрузки на предприятия будет обусловлено главным образом тем, что отменяются оборотные налоги. Даже несмотря на то что налог на содержание жилищно-коммунальной сферы компенсируется муниципальным налогом на доходы организаций, для большинства предприятий это будет серьезным снижением налоговой нагрузки. Потому что платить с прибыли, когда она есть, гораздо легче, чем с выручки, когда прибыли может и вовсе не быть.

Отменяются налоги на пользователей автомобильных дорог и на реализацию ГСМ. Хочу отметить, что здесь никогда не стояла задача полностью компенсировать эти отменяемые налоги. Речь идет только о том, чтобы не прекратить финансирование расходов, которые идут через Дорожный фонд: дорожное строительство, ремонт дорог. Это весьма важная часть экономики, и она должна финансироваться. В этом году, по оценке Дорожного фонда, доходы и территориальных, и федерального фонда должны составить около ста тридцати миллиардов рублей. Именно эту сумму - сто тридцать миллиардов - мы и хотим компенсировать с помощью увеличения акцизов на моторное топливо и увеличения налога на владельцев автомобилей.

Далее, раз мы отменяем налог на реализацию ГСМ, под который подпадали дизельное топливо и моторные масла, то эти две позиции появились в акцизах. Раньше у нас акцизов на них не было.

- Как вы рассчитывали новые ставки акцизов?

- Ставки акцизов по моторному топливу и маслам мы предлагаем из расчета, чтобы цены на них не изменились.

Раз отменяемый налог на реализацию ГСМ будет перенесен на акцизы, то акцизы уже нес

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (234) 5 июня 2000
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Неявная амнистия "черных" зарплат

    Налоговые инициативы правительства разъясняет один из основных авторов Налогового кодекса, первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов

    Обзор почты
    Политика
    Реклама