Лучше быть ученым, но богатым

Общество
Москва, 05.06.2000
«Эксперт» №21 (234)
Образование - это инвестиции. Таков опорный тезис Программы развития национального образования

"Как превратить образование в капитал" - под этим лозунгом 30 мая прошел "круглый стол", организованный журналом "Эксперт" и Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ). На нем обсуждалась Программа развития национального образования, подготовленная комиссией, возглавляемой министром образования Владимиром Филипповым и ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым в рамках общей "Стратегии для России".

Направление главного удара

Программа исходит из того, что ключом к преобразованию российской экономики, общества и государства должна стать модернизация сферы образования. Образование, по мнению разработчиков, есть приоритетная "точка роста", которая при ограниченных инвестиционных ресурсах, имеющихся в настоящий момент в распоряжении России, дает возможность "перевернуть мир". То есть: вывести национальную экономику из сырьевого тупика на инновационный путь и получить шанс присоединиться в новом столетии к клубу развитых стран; сформировать социальные навыки, противодействующие негативным социальным процессам, и социальную культуру, обеспечивающую безболезненное вхождение новых поколений россиян в глобализированный мир; воспитать сознательного гражданина, способного построить государство, опирающееся на гражданское общество.

На первый взгляд такая постановка задачи выглядит полной утопией. Но экономические выкладки, представленные в программе, убеждают в здравомыслии ее авторского коллектива.

Программа, естественно, предусматривает резкий рост бюджетного финансирования сектора. Ресурсы предполагается высвободить за счет проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. Однако не это внушает надежду на ее исполнимость. Само по себе увеличение финансовых потоков, направляемых в отрасль, не способно создать экономический фундамент для осуществления амбициозных целей образовательной стратегии. Важно то, что увеличение финансирования подкрепляется "структурным маневром", повышающим отдачу от вложенных средств.

Два момента в этом маневре принципиально меняют практикующийся механизм финансирования образовательных учреждений: осуществление на деле принципа "деньги следуют за учеником" и выведение "из тени" семейного участия в финансировании системы образования. Кардинальное изменение механизма распределения бюджетных и внебюджетных вливаний в сектор способно дать мощный толчок развитию образования даже в том случае, если паче чаяния проектируемого роста бюджета образования не случится.

Принцип "деньги - за учеником" обеспечивает свободу выбора образовательной карьеры и закладывает основу конкурентности в секторе. Для этого вводится нормативное подушевое финансирование в общем среднем и начальном профессиональном образовании. Выделенные из бюджета деньги на содержание одного ученика направляются в то учебное заведение, которое родители посчитали лучшим для своего чада. Что до среднего и высшего профессионального образования, то студенты получат именные сертификаты на обучение, являющиеся по существу финансовыми обязательствами государства. Размер этих обязательств будет за

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (234) 5 июня 2000
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Неявная амнистия "черных" зарплат

    Налоговые инициативы правительства разъясняет один из основных авторов Налогового кодекса, первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов

    Обзор почты
    Политика
    Реклама