Идол в пыли

Культура
Москва, 05.06.2000
«Эксперт» №21 (234)
Том Уэйтс приехал, но не к нам

Москва ждет Тома Уэйтса уже двенадцать лет. Именно для того, чтобы организовать в Москве его концерт, двенадцать лет назад образовалась фирма "ФИЛИ", которая за время своего существования стала одним из главных монстров рок-н-ролльного бизнеса, привезла к нам Ника Кейва, Диаманду Галас, Марка Алмонда, "Лайбах", "Смешн Пампкинс" и многих других, но Тома Уэйтса так и не заманила. Не жаловал он не только нас - Европу тоже: не был там ни разу за последние тринадцать лет. В прошлом году Уэйтс дал тур по Америке в связи с выходом нового альбома "Mule Variation", но Европу снова проигнорировал.

- Куда же вы едете? Через две недели он приедет к нам! - взывали оптимистично настроенные любители Уэйтса к отъезжающим в Варшаву преданным уэйтсоманам. Но, как говорится, свежо предание...

В Варшаве в Sala Kongresowa Том Уэйтс давал единственный концерт в рамках местного фестиваля "Музыка и кино". Кроме Уэйтса в этом фестивале поучаствовали Арт Гарфанкл и Энио Морриконе.

Белый негр в дешевом костюме

За всю жизнь Уэйтс не написал ничего, что называется словом "коммерческий хит". Хотя его песни перепели другие, в том числе Eagles и Род Стюарт, вот уже тридцать лет сам Уэйтс держится в авангарде независимой рок-культуры. Особенных денег он не зарабатывает, вообще на них плюет и до сих пор хранит верность клятве юности - не тратить на обед больше двух долларов и не покупать костюм дороже 12 долларов. Правда, в последнее время Уэйтс стал серьезнее относиться к своему наследию: недавно он выиграл судебный процесс у одной фирмы, которая в рекламных целях подделывала его голос.

Играть на пианино Уэйтс научился в детстве. Полноценного музыкального образования он не получил, а свои первые песни написал в баре - слушая обрывки фраз справа и слева, он неожиданно сложил их в музыку. В баре за роялем Уэйтса заприметил менеджер Френка Заппы, который предложил человеку с тяжелым хриплым голосом первый в его жизни контракт. Какое-то время Уэйтс выступал с Заппой, но публика его не жаловала. Не складывалась и сольная карьера. После того как свита Боба Дилана сорвала ему концерт, Уэйтс сильно запил и уехал в Европу. Там он записал сентиментальный альбом "Small Chance", после которого и пришло признание. Благодаря пьянству и обильному курению голос Уэйтса стал еще более хриплым и еще более странным.

После "Small Chance" Том Уэйтс стал выпускать по альбому в год, писать для кино (его музыка к фильму "От всего сердца" была номинирована на "Оскар") и сниматься в кино, в том числе у Френсиса Форда Копполы ("Cotton Club", "Rumble Fish") и Джима Джармуша ("Down by Law", "Mistery Train" и "Night on Earth"), на музыку Уэйтса в театре Германии поставили спектакль "Черный рыцарь", а потом и он сам поставил "Алису в Стране чудес".

Тот, кто услышит Уэйтса впервые, может запросто принять его за черного - этакого сильно простуженного Армстронга. Уэйтс впитал джазовую и блюзовую культуру вперемешку с лирическими балладами, подобие которых исполняется в подворотнях. Его и называли сначала "бардом

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (234) 5 июня 2000
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Неявная амнистия "черных" зарплат

    Налоговые инициативы правительства разъясняет один из основных авторов Налогового кодекса, первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов

    Обзор почты
    Политика
    Реклама