Казенная помощь

Государство не имеет четкой стратегии своего участия в капитале банковской системы

Одно из следствий банковского кризиса 1998 года - значительный рост государственного участия в капитале российской банковской системы. За прошедшее время доля государства в уставных капиталах коммерческих банков выросла, по нашей оценке, с 12% до 22%. Это участие очень разнородно. Наряду с контрольными пакетами ЦБР в крупнейших банках оно охватывает и доли в уставных капиталах банков тех предприятий, капитал которых, в свою очередь, полностью или частично принадлежит государству. По капризу бухгалтерского учета, к последней группе относятся и доли участия Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в санируемых банках. Общее число банков с государственным участием близко к половине от 1333 кредитных организаций (действовавших по состоянию на 1 апреля нынешнего года). Из шести с половиной сотен банков, в капиталах которых государство в той или иной форме принимало участие, федеральные органы власти и управления (ОВиУ) имели инвестиции в 29 банках, субфедеральные ОВиУ и местные органы власти владели пакетами в 158 банках и почти в 600 банках были доли предприятий и организаций с государственным участием (здесь и далее без учета банков под управлением АРКО. В абсолютном большинстве случаев государство не имеет контрольного пакета.

Сложившаяся структура государственного участия в банках отчасти явилась результатом стихийной приватизации банковской системы в конце 80-х - начале 90-х годов. И государственные структуры, и предприятия выступали учредителями банков, возникавших на базе специализированных банков советского времени. Из более чем 800 таких "старых" банков к середине 1998 года продолжало функционировать 335. Государство участвовало в капиталах 80% этих банков. Но две трети от общего числа государственных пакетов приходились на "новые" банки. (Конечно, деление на "старые" и "новые" банки весьма условно. Так, мы не относили к "старым" банкам Внешторгбанк и региональные банки с его участием.) И только небольшая часть из них была образована с целью реализации отдельных государственных программ или решения проблем внебюджетных фондов.

С середины 1998 года государство увеличило свои вложения в банковские капиталы почти в пять раз, тогда как суммарный уставный капитал российских банков вырос за этот период только в 2,75 раза. В абсолютном выражении государственные инвестиции в капиталы банков составили более 25 млрд рублей, из которых на долю специально созданного АРКО пришлось менее 3%, а подавляющая часть суммы была вложена всего в один банк - Внешторгбанк. По состоянию на 1 апреля 2000 года в нем сосредоточены почти 70% всех государственных средств, вложенных в уставные капиталы банков. Сбербанк сохранил за собой четвертое место, но его доля в сумме государственных инвестиций упала с 6,8% до 1,4%.

Как видим, государственные инвестиции в банки характеризуются одновременно высокой концентрацией (81% средств вложен всего в четыре банка) и высокой степенью распыленности (остальные 19% приходятся на 641 банк, причем суммарная доля после

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (235) 12 июня 2000
    Государственный рэкет-2
    Содержание:
    Жестокая любовь Минфина

    Несовершенство закона рождает коррупцию - нигде эта истина не проявляется так явно, как в сфере межбюджетных отношений

    Обзор почты
    Реклама