Непривычный профицит

Сверхплановые доходы позволяют пока Минфину обходиться без кредитов и МВФ, и Центрального банка

Текущий год, вероятно, станет рекордным для федерального бюджета: план по доходам может быть перевыполнен на 20%. Такое уже было в 1995 году, но главным образом за счет изначально заниженной оценки инфляции. Сегодня инфляция пока не догоняет "план". Основными факторами увеличения доходов продолжают оставаться рост ВВП и высокие мировые цены на российский экспорт. Первое - недолговечно без проведения необходимых реформ. Второе - вне нашего контроля.

"Избыток" доходов федерального бюджета сверх плана за пять месяцев 2000 года составил, по нашим оценкам, до 100 млрд рублей, или более 4% ВВП. Почему же положение с финансированием бюджетных расходов продолжает оставаться напряженным и появляются сообщения о недофинансировании отдельных статей расходов федерального бюджета?

Во-первых, формальное недофинансирование на первое число каждого месяца является лишь статистическим фактом и соответствующие затраты производятся в первые часы и дни следующего месяца. Так что бюджет продолжает исполняться по сумме в полном объеме. Во-вторых, что более важно, дополнительные доходы почти полностью идут на компенсацию несостоявшихся заимствований.

Если, как планировалось, федеральный бюджет оставался бы дефицитным (в размере около 1% ВВП), правительству пришлось бы отыскать до 150 млрд рублей валовых заимствований и других источников финансирования. А удалось найти лишь около 60 млрд рублей. Так что 90% дополнительных доходов "ушло" на замещение займов МВФ и кредитов Центрального банка.

С одной стороны, бюджетный профицит - это, безусловно, положительный факт, и такое положение дел должно быть закреплено в дальнейшем. С другой стороны, бездефицитность бюджета должна быть не сюрпризом, а частью ежегодного и долгосрочного бюджетного планирования. Иначе - финансовая неопределенность и опасность невыполнения части государственных обязательств.

Маловероятно, что столь высокий сегодняшний профицит бюджета сохранится до конца года. Должна быть достигнута договоренность с международными финансовыми организациями. Следует также развивать рынок государственных ценных бумаг, но не злоупотреблять этим инструментом. Это позволит компенсировать возможное падение цен на нефть и почти неизбежное замедление роста ВВП до проведения необходимых экономических преобразований. Тем не менее бюджет может быть выполнен полностью (включая дополнительные расходы на обеспечение безопасности государства) и остаться бездефицитным. Это - основные задачи бюджетной политики на текущий год.

Бюджет 2001 года должен быть основан на обновленной налоговой системе. Налоговая реформа - критический элемент стратегии ускоренного экономического роста. Опасна ли она для бюджета? Может ли она вызвать чрезмерное падение бюджетных доходов, которое приведет к неисполнению бюджетных обязательств? По нашему мнению, нет.

Согласно расчетам Министерства финансов Российской Федерации и Центра стратегических разработок, предлагаемые изменения в налоговом законодательстве приведут к снижению общих доходов бюджетной систем

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (235) 12 июня 2000
    Государственный рэкет-2
    Содержание:
    Жестокая любовь Минфина

    Несовершенство закона рождает коррупцию - нигде эта истина не проявляется так явно, как в сфере межбюджетных отношений

    Обзор почты
    Реклама