Авиационное "вредительство"

Компании
Москва, 12.06.2000
«Эксперт» №22 (235)

Конкурентная борьба между двумя ведущими производителями гражданских самолетов - Airbus и Boeing - перешла в стадию открытой конфронтации. Незадолго до открывшегося на прошлой неделе международного авиасалона в Берлине руководство американской корпорации заявило о том, что планы европейцев по созданию пассажирского трехпалубного самолета-гиганта А3ХХ, способного перевозить более 550 пассажиров на расстояние до 15 тысяч километров, представляет "угрозу для всей авиапромышленности".

В чем заключается угроза мировому авиапрому, не понятно. Да и вообще, какое дело американцам до европейских самолетов, которые Airbus строит на собственные средства? Ответ на эти вопросы стал очевиден лишь к середине прошлой недели, когда независимые эксперты обнародовали свои окончательные прогнозы по емкости рынка сверхвместительных воздушных судов. По их оценкам, в ближайшие двадцать лет понадобится около тысячи таких самолетов, что в денежном выражении составляет астрономическую сумму - 250-300 млрд долларов.

Boeing до последнего убеждал общественность, что рынок самолетов-гигантов будет в ближайшие годы крайне незначительным. Однако всего за месяц до берлинского аэрошоу Airbus получил пакет заказов (включая опционы) на 32 лайнера А3ХХ. Заказчиками летающих многоэтажек стали Emirates, Singapore Airlines, лизинговая корпорация ILFC и еще три неназванные компании. После этого президент Airbus Industrie Ноэль Форжар заметил, что "А3ХХ откроет путь в новую эру воздушных перевозок. Мы на правильном пути к запуску этой программы".

Тем не менее для того, чтобы проект А3ХХ стоимостью 12 млрд долларов стартовал без дополнительных инвестиций, необходимо не 32 заказа, а как минимум 50. Судя по всему, европейцы готовы потратиться, лишь бы не допустить на рынке гегемонию Америки. На прошлой неделе программу Airbus поддержало британское правительство, выделив на нее дополнительно 530 млн фунтов стерлингов. Ожидается, что официальное заявление о запуске проекта поступит от наблюдательного совета Airbus под занавес берлинского авиасалона.

Видимо, осознав неотвратимость программы Airbus, которая потенциально опасна для авиапромышленности американцев, глава Boeing Фил Кондит заявил на прошлой неделе в Париже, что его корпорация также будет создавать самолет-супергигант Boeing-747-X, причем сделает его раньше, чем Европа. По оценкам Кондита, "программа Boeing-747-X обойдется всего в 4 млрд долларов, и американский самолет будет гораздо эффективнее, чем любой из лайнеров Airbus".

Кто окажется прав, пока сказать сложно. Заявленные эксплуатационные расходы А3ХХ на 15% меньше, чем у американского самолета-гиганта. Да и твердые заказы у Airbus в отличие от Boeing уже есть. Впрочем, Фил Кондит не теряет оптимизма и уже рассылает предложения крупнейшим авиакомпаниям мира о покупке Boeing-747-X. Пока ответа не получено ни от одной из них.

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (235) 12 июня 2000
    Государственный рэкет-2
    Содержание:
    Жестокая любовь Минфина

    Несовершенство закона рождает коррупцию - нигде эта истина не проявляется так явно, как в сфере межбюджетных отношений

    Обзор почты
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама