Спасительная стена

Политика
Москва, 19.06.2000
«Эксперт» №23 (236)
Корейцы будут объединяться по своему сценарию

Завершившийся в минувший четверг межкорейский саммит вновь подтвердил тезис о загадочности восточной души. Лидеры Южной и Северной Корей, которые до сих пор формально находятся в состоянии войны и еще совсем недавно обменивались взаимными обвинениями и угрозами, на сей раз поднимали бокалы за дружбу и братство и говорили о примирении. Самое удивительное, что эти слова казались вполне искренними. По крайней мере слезы на лицах северян, приветствовавших на улицах Пхеньяна "линкольн" c южнокорейским президентом Ким Дэ Чжуном и северокорейским лидером Ким Чен Иром на борту, и миллионов южан, наблюдавших за ходом встречи в прямом телеэфире, были совершенно неподдельными.

Межкорейская встреча оказалась весьма результативной, что стало сюрпризом для большинства наблюдателей, описывавших саммит лишь как своеобразную разведку боем. Подписанная сторонами совместная декларация открыла пути к объединению Кореи: Сеул обещает предоставить экономическую помощь в восстановлении промышленности и инфраструктуры, Пхеньян - содействовать долгожданному воссоединению родственников, разлученных в 1953 году, после окончания гражданской войны, унесшей жизни трех миллионов корейцев. Решено, что для уменьшения опасности конфронтации между двумя лидерами будет установлена прямая линия связи. Она должна помочь исключить инциденты, подобные произошедшему ровно за год до саммита, когда военные корабли двух стран вступили в открытое столкновение в Желтом море - это был самый серьезный вооруженный инцидент с момента окончания Корейской войны.

Итоги саммита настолько превзошли ожидания, что японский премьер-министр Иосиро Мори поспешил сравнить саммит в Пхеньяне с падением Берлинской стены. Но маловероятно, что события на Корейском полуострове будут развиваться по немецкому сценарию - сначала политическое объединение, затем экономическое. В Азии, по-видимому, будет наоборот.

Торопиться не спеша

Прежде всего новый курс на объединение и реальная активизация связей с Югом создают угрозу стабильности северокорейского режима и могут подорвать его способность контролировать обстановку в обществе. Не исключена даже возможность спонтанного социального взрыва. Тем более что положение в КНДР действительно тяжелейшее: из-за хронической нехватки энергоресурсов не работает большинство промышленных предприятий, полуфеодальное сельское хозяйство не может прокормить население, продовольственный баланс удается поддерживать лишь за счет гуманитарной помощи.

Но кроме экономического существуют еще два других мощных дестабилизирующих фактора - политический и культурный. Во-первых, политическая система КНДР построена на фундаменте постоянной внешней угрозы. Вся управляемость режимом держится, по сути, на военной дисциплине. При этом надо учитывать, что огромная вышколенная северокорейская армия в случае начала мирного процесса "повисает в воздухе", равно как и армейская верхушка, привыкшая к своему особому положению. Таким образом, устранение внешней угрозы не только способствует снижению управляемост

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (236) 19 июня 2000
    Борьба за власть
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Общество
    На улице Правды
    Реклама