Русские опять на NYSE

Компании
«Эксперт» №25 (238) 3 июля 2000
Заняв деньги на Нью-Йоркской бирже, МТС получает реальный шанс стать лидером московского рынка мобильной связи

В минувшую пятницу столичный оператор сотовой связи стандарта GSM "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) начал первое публичное размещение американских депозитарных акций (АДА) на Нью-Йоркской фондовой бирже под символом "MBT". На момент сдачи номера в печать цена акций компании был неизвестна, однако, по оценкам всех аналитиков рынка, после размещения рыночная капитализация МТС должна оказаться в полтора-два раза выше, чем ее ближайшего конкурента столичной сотовой компании АО "Вымпелком", акции которой продаются на бирже с 1996 года.

Неиспользованные преимущества

МТС была создана в 1993 году несколькими российскими компаниями, включая Московскую городскую телефонную сеть (МГТС), и двумя германскими - крупнейшим производителем оборудования связи Siemеns AG и оператором связи DeTeMobil, подразделением Deutsche Telekom. Российской стороне принадлежало 53% акций, немцам - 47%. В 1996-1998 годах все российские активы компании были консолидированы в АФК "Система", а немецкие - в DeTeMobil (их доли в компании сейчас составляют 51 и 49% соответственно).

Изначально МТС задумывалась как лидер московской сотовой связи. Она единственная в Москве получила лицензию на предоставление услуг мобильной связи в стандарте GSM, самом современном на тот момент и самом популярном в мире на сегодняшний день, причем в России GSM получил федеральный статус. Сеть "Московской сотовой связи" (МСС) функционировала в аналоговом стандарте NMT-450, а "Вымпелком" развивал систему американского стандарта DAMPS. Качество речи в аналоговом стандарте было хуже, а главное, оба конкурента не могли предоставить услуги роуминга с Европой.

МТС получила и самый большой частотный ресурс в диапазоне 900 МГц - полосу 14,6 МГц в Москве и 10,2 МГц в области. Позднее "Вымпелкому" и Sonic Duo больше 3 Мгц в этом диапазоне не досталось. Поэтому главный их ресурс для работы с GSM находится в "дорогом" диапазоне 1800 МГц (радиус действия базовой станции в нем меньше, а следовательно, их надо ставить чаще, и сеть получается несравнимо дороже).

Еще одним преимуществом компании стал сильный иностранный партнер - Deutsche Telekom, тогда как главный конкурент, "Вымпелком", пробивался в одиночку. И наконец, благодаря близким связям с правительством Москвы и МГТС "Мобильным ТелеСистемам" легко доставались льготные условия подключения. Кстати, этот фактор до сих пор играет немаловажную роль в финансовом благополучии компании. Плата за переключение звонка на городскую или международную сеть - одна из основных статей расходов сотовых операторов. Согласно расчетам Объединенной финансовой группы (UFG), в 1999 году "Вымпелком", трафик которого составлял около 339 млн минут, заплатил около 33 млн долларов за соединение с сетями МГТС, "Ростелекома" и других операторов; МТС же заплатила примерно такую же сумму за 523 млн минут. Как утверждает UFG, если бы МТС платила МТГС по тарифам "Вымпелкома", то ее затраты были бы на 20 млн долларов больше.

Впрочем, поначалу компания использовала свои преимущества едва ли на 50%. Кос