Битва за Азию

Компании
«Эксперт» №25 (238) 3 июля 2000

Южнокорейская автомобилестроительная компания Hyundai Motors пала под натиском DaimlerChrysler. В марте этого года германо-американский концерн приобрел 34% акций японской Mitsubishi Motors, а теперь он купил за 428 млн долларов 10% акций Hyundai, которой принадлежит еще одна автомобильная компания Южной Кореи KIA Motors.

До этой сделки DaimlerChrysler никак не был представлен на рынке Южной Кореи. Там уже застолбила место французская Renault, купившая автозавод Samsung Motors. Кроме того, южнокорейским рынком интересуются General Motors (GM), в первой половине 90-х годов тесно сотрудничавшая с Daewoo Motors, и Ford Motor Co., которая, владея акциями японской компании Mazda, зарабатывает на продаже южнокорейским автомобильным компаниям различных американских и японских патентов на технические изобретения.

Купив акции Hyundai, концерн DaimlerChrysler проложил себе дорогу на рынок, закрытый для остальных компаний высокими протекционистскими пошлинами. Тем не менее большинство наблюдателей отмечает, что целью этой покупки являлось не просто стремление получить доступ на южнокорейских рынок, но и желание купить еще одного автопроизводителя Южной Кореи - Daewoo Motors. Косвенно на это указывает тот факт, что формально сделка с Hyundai была оформлена всего за три дня до выставления на торги последней независимой корейской компании Daewoo. Южнокорейские власти не собирались продавать эту компанию "чужакам", и альянс с Hyundai увеличивал шансы DaimlerChrysler на победу в борьбе за Daewoo. Правда, расчет себя не оправдал. На прошедшем в четверг аукционе концерн DaimlerChrysler вместе с компанией GM (выступавшей в паре с итальянским концерном FIAT) уступили компании Ford, предложившей за Daewoo 6,93 млрд долларов.

Хотя официально победитель аукциона будет объявлен только через шесть недель, уже сегодня можно сказать, что второй по значимости после Японии авторынок Юго-Восточной Азии окончательно заняли американцы и немцы. Следующие громкие cделки ожидаются в Японии, где только две компании - Honda и Toyota - до сих сохраняют полную независимость от иностранных автогигантов.