МПС надоели потери

Экономический анализ
«Эксперт» №25 (238) 3 июля 2000

Министерство путей сообщения в своей борьбе с убытками переходит от слов к делу. Несмотря на то что в 1999 году балансовая прибыль железнодорожного монополиста составила 31,3 млрд рублей, "живых" денег МПС имеет гораздо меньше. Убытки в основном приносят пассажирские перевозки (в этом году потери составят 32,7 млрд рублей), покрыть которые можно лишь за счет доходов по грузоперевозкам. В конце июня МПС обратилось с Министерству по антимонопольной политике (МАП) с просьбой рассмотреть возможность повышения с августа нынешнего года цен на грузовые перевозки. До этого тарифы на грузоперевозки повышались дважды: в декабре 1999 года на 10% и в феврале на 15%.

Глава МПС Николай Аксененко считает, что грузовые перевозки должны стоить на 50% больше, однако эксперты МАП планируют повысить цены лишь на 26,1%. Более того, МАП полагает, что МПС не до конца использует имеющиеся резервы по снижению тарифов. В ответ на такие заявления в МПС, как правило, ссылаются на систему перекрестного субсидирования, то есть напоминают, что убытки возникают из-за низких цен на пассажирские билеты и наличия у пассажиров льгот, покрывать которые приходится за счет доходов от грузоперевозок. Часть расходов на пассажиров обязаны компенсировать регионы, однако они делают это очень неохотно. Так, например, по пригородным маршрутам в прошлом году из запланированных 9,7 млрд рублей регионы заплатили МПС только треть этой суммы.

Впрочем, железнодорожники давно на эти деньги не рассчитывают и предлагают свои варианты решения проблем. Прежде всего, выдвигается идея отказа от дотирования пассажирских перевозок в пользу системы адресного предоставления льгот тем, кому они полагаются. Есть и более радикальные предложения. МПС готово передать убыточные маршруты перевозок частным компаниям, оставив в своем ведении только путевое хозяйство. Более полно все эти идеи будут изложены в готовящейся в министерстве программе реформирования железнодорожной отрасли.