По "остаточному" принципу

Спецвыпуск
Москва, 17.07.2000
«Эксперт» №27 (240)

Как в России, так и в Китае на культуру и образование выделяются считанные проценты бюджета; отсюда и скромные в целом достижения последнего десятилетия в области культурного обмена.

Согласно ежегодным протоколам о сотрудничестве между министерствами культуры двух стран, за государственный счет удается осуществить от силы одно-два события в год (не считая обменов официальными делегациями). Тут мы выглядим весьма бледно на фоне ведущих западных стран, правительства которых направляют ежегодно десятки миллионов долларов на реализацию культурных, образовательных и информационных программ сотрудничества с Китаем.

Что касается коммерческих каналов культурного обмена, то ситуация напрямую зависит от масштабов и профиля нашего экономического сотрудничества. К сожалению, ни мы, ни китайцы по большому счету не являемся серьезными инвесторами в экономику друг друга. Что касается субъектов двусторонней торговли, то и здесь дела обстоят далеко не самым лучшим образом.

Российским компаниям, продающим в Китай металлы, древесину, удобрения и оружие, нечего рекламировать на улицах Пекина, а посему нет особого смысла выступать спонсорами наших культурных акций на китайском направлении. Если что-то эпизодически и делается в этом плане, то только на личных связях или "обаянии". Автору этих строк в недавнюю бытность его первым секретарем посольства России в КНР неоднократно приходилось обходить наших бизнесменов в Пекине в поисках спонсоров той или иной акции в области культуры или информации.

Почти не спонсируют культурные обмены и китайские фирмы, работающие на российском направлении. Крупные компании, имеющие офисы в Москве и крупных промышленных центрах, заняты скупкой того же сырья и металлов, челночные операторы продают ширпотреб на вещевых рынках. Ни тем, ни другим нет смысла себя как-то рекламировать.

Самозваные виртуозы

Пока основной формой российско-китайского сотрудничества в области культуры являются гастроли. Ежегодно в Китае выступают 100-120 художественных коллективов, специализирующихся в основном в области легкого жанра - варьете, цирк и т. д. Из "высоких" форм искусства преобладают балетные труппы и ансамбли классической музыки.

Но уровень, уровень!! Основную массу месяцами гастролирующих по Китаю коллективов составляют реально не существующие (в России), наспех сформированные специально для китайских гастролей группы артистов, на которые "вешаются" придуманные нечистоплотными китайскими импресарио "брэнды", представляющие гастролеров как российских, если не мировых, знаменитостей.

Отсюда и сомнительные рекламы типа той, которую довелось увидеть в конце прошлого года у входа в крупнейший концертный зал южнокитайского города Фошань. На огромной, нарисованной местным художником-оформителем картине был изображен с огромными усами дядька с дирижерской палочкой в руках, ниже поименованный "всемирно известным дирижером, народным артистом России Константином Крымским". А возглавляемая им группа музыкантов была преподнесена как "камерный симфонический оркестр 'Мос

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (240) 17 июля 2000
    Война власти с бизнесом
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама