Распознавание рынка

Компании
Москва, 17.07.2000
Секретом небывалого успеха компании-разработчика ПО стала нестандартная маркетинговая политика

О российской компьютерной компании Cognitive Technologies рядовые граждане и слыхом не слыхивали. На виду все больше сборщики персоналок, известных по лейблам на системных блоках и рекламе на билл-бордах. Что касается производителей программного обеспечения, то известностью среди широких масс пользователей может похвастаться разве что компания "1С" - автор одноименной бухгалтерской программы.

Между тем продажи Cognitive Technologies в 1999 году достигли 20 млн долларов, практически удвоившись по сравнению с предшествующим 1998 годом. Неожиданно резкий спурт позволил компании переместиться с пятого места на второе в общем рейтинге крупнейших российских разработчиков ПО (см. график 1), а среди компаний, занимающихся автоматизацией документооборота предприятий, - выйти на лидирующие позиции (см. график 2).

Более того, в 2000 году Cognitive Technologies намерена повторить скачок, то есть удвоить обороты вновь. Весьма вероятно, что ей удастся это сделать - благодаря специфике российского рынка ПО и собственным секретам ведения бизнеса. Ниже мы расскажем и о том и о другом.

Стартовый капитал, или Побег в Америку

Английская транскрипция названия фирмы может ввести в заблуждение, что Cognitive Technologies - российский отпрыск одного из многочисленных иностранных компьютерных монстров, заполонивших своими продуктами здешний рынок. Однако это впечатление обманчиво. Перед нами - мутировавший потомок лаборатории искусственного интеллекта одного из самых элитных институтов Академии наук СССР - Института системного анализа.

Еще в советские времена упомянутая лаборатория выиграла конкурс на заказ от издательства "Художественная литература" на разработку базы по распознаванию текстов. Нужда госиздательства была понятна: десятки тысяч страниц машинописных текстов самых разных авторов приходилось вводить в компьютеры вручную. Требовалось автоматизировать процесс, сократив как время работы, так и затраты на машинисток. С появлением сканеров задача немного упростилась: любой текст можно было "загнать" в компьютер. Но вот беда - эта информация могла храниться в компьютере лишь в виде картинки, а не текста. Технологий же автоматической расшифровки этих картинок и превращения их в текст не существовало ни в одной стране мира. И вот на правительственном уровне было принято решение о финансировании соответствующих разработок.

К началу 1992 года работа в основном была закончена, но тут начались рыночные реформы, и дальнейшая история одного из подразделений академического института покатилась по сугубо коммерческим рельсам. Несколько сотрудников лаборатории эмигрировали в Америку, создав там компанию Cognitive Technology. Предприимчивые эмигранты увезли с собой в качестве сувениров не только водку и черную икру, но и программный код библиотеки распознавания английских текстов, соавторами которого они являлись. Программисты на базе этого кода создали продукт - систему распознавания текстов и оформили на нее авторские права.

Юридическая чистота нового продукта, по сути не

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (240) 17 июля 2000
    Война власти с бизнесом
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама