Не с того начали

На улице Правды
«Эксперт» №27 (240) 17 июля 2000
Чиновник А + (Чиновник Б + Чиновник В) = (Чиновник А + Чиновник Б) + Чиновник В. Хоть ты тресни
Не с того начали

Бармалей-66 был не совсем прав: нормальные герои не всегда идут в обход. Но они всегда смотрят куда идут, по каковой причине иногда идут в обход, иногда прямо - и не каждые полчаса забредают в тупики.

Я, собственно, об административной реформе. Если она затеяна ради себя самой - этакое искусство для искусства, - то все идет замечательно. В самом деле, что могло бы быть скучнее, чем прохождение президентских инициатив с Советом федерации без сучка без задоринки? Проголосовали бы, печать пришлепнули - и через неделю никто на свете обо всей этой истории уже бы и не помнил. Зато теперь - красота: сенаторы бунтуют, депутаты сердятся, политологи комментируют, согласительная комиссия заседает, пересмотр Конституции обсуждается. Есть позиция, есть оппозиция, а значит, есть и их суперпозиция - идеальная атмосфера для торговли всех со всеми и выклянчивания и (или) отъема самых разнообразных благ. И когда все это так или иначе закончится, всем будет что вспомнить - даже если, как становится похоже, кончится совершенно ничем.

Если же административная реформа затеяна ради блага отечества, то все идет достаточно скверно. Реализация задуманных президентом перемен в лучшем случае откладывается, а в худшем случае - обставляется условиями, серьезно искажающими первоначальный замысел. Если, например, в уплату за выставление региональных вождей из Совета федерации придется сколотить из них Госсовет чуть ли не с теми же полномочиями, вопрос о сравнительной стоимости овчинки и выделки станет весьма актуальным. Судя по более чем пассивному поведению президентской стороны в ходе прений согласительной комиссии, в Кремле над этим вопросом уже серьезно размышляют.

Но ведь такого поворота событий и следовало ожидать - как говорят математики, из общих соображений. В чем суть необходимой реформы власти? В том, чтобы Россия из государства чиновничьего стала государством "общественным", чтобы чиновничество из "отцов народа" превратилось в "слуг общества". Если такая реформа власти проводится, то ее необходимым элементом оказывается административная реформа, призванная разумно перераспределить между родами и видами чиновничества оставшиеся у него функции и полномочия. Проведение же административной реформы как таковой, вне или, во всяком случае, впереди остальных компонентов реформы власти, то есть перераспределение между родами и видами чиновничества того же самого набора функций и полномочий, имеет мало шансов всерьез поднять эффективность государства - зато очень много шансов скатиться в дурную бесконечность.

Чиновники как люди могут демонстрировать сколь угодно разнообразное поведение, диктуемое сколь угодно сложными соображениями. Но чиновники как чиновники, как элементы системы - достаточно просты, и можно утверждать, что они с хорошим приближением описываются законами классической арифметики. Так, они коммутативны: чиновник А + чиновник Б = чиновник Б + чиновник А. Они ассоциативны: чиновник А + (чиновник Б + чиновник В) = (чиновник А + чиновник Б) + чиновник В. Они, нако