Новая эра Срединного царства

Спецвыпуск
Москва, 17.07.2000
«Эксперт» №27 (240)
Судьба масштабных китайских реформ решится в ближайшие годы

Китайская цивилизация основана на символизме. Базовые концепции даосизма вращаются вокруг символов "инь" и "ян", с которых, как верили китайцы, и началась жизнь. Нынешний, новейший, Китай отсчитывает свою хронологию с 1976 года - года, наполненного символами. В январе КНР потрясла кончина тогдашнего премьера Чжоу Эньлая. В июле землетрясение на юге страны унесло жизни 240 тысяч человек. За этим последовала смерть одного из ведущих военачальников - маршала Чжу Дэ. В августе разлив Хуанхэ привел к крупнейшему наводнению за десятилетие. А в сентябре в мир иной отправился великий кормчий - отец китайской революции Мао Цзэдун. Китайские астрологи (те, что пережили эпоху культурной революции) начали предвещать новую эру.

Похоже, они оказались правы. Прежний Китай - страна, подорванная утопическим "Великим скачком" и не менее бессмысленной и беспощадной "Великой пролетарской культурной революцией", - оказался достоянием учебников истории: та страна, где 80% населения обходилось менее чем долларом в день и лишь треть взрослых умела читать и писать; где промышленность отстала от Запада на десятки лет, а основным транспортным средством служил велосипед; страна, чьи связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальным миром социализма характеризовались малой холодной войной, порой переходящей в войну настоящую.

Новая эра, как и положено в тоталитарном государстве, началась с жестокой борьбы за власть. Основными претендентами на Срединную империю были Дэн Сяопин, один из ветеранов китайской компартии, и Цзян Цинь, вдова Мао, активная вдохновительница культурной революции и член радикальной "Банды четырех". Эта борьба, сопровождавшаяся массовыми манифестациями и беспорядками, сначала привела к очередному отстранению Дэн Сяопина от власти (до этого его отдаляли от управления страной уже дважды). Но вскоре, после разгрома военными "Банды четырех", Дэну удалось вернуться к власти.

Капитализм с "китайским лицом"

В декабре 1978 года Дэн Сяопин встал у руля китайской компартии. Имея опыт работы в экономических ведомствах (в том числе и министром финансов), он понимал, что у Китая нет шансов войти в клуб ведущих держав, не перестроив экономику. Хотя за 25 лет правления Мао Цзэдуна экономический рост страны превзошел рост за предшествовавшее столетие (с 1820-го по 1949 год), по сравнению с остальным миром Китай из года в год становился все беднее и слабее.

Рецепт Дэна оказался достаточно простым: капитализм. Для обоснования выбора ему пришлось использовать народную поговорку из его родной Сычуани: "Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей". Новая философия прагматизма заменила левацкие утопии Мао Цзэдуна. Используя эти принципы, Дэн постепенно претворил в жизнь большинство рекомендаций западных экономистов о "догоняющем развитии" менее развитых государств.

Хотя экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной. В самом начале реформ Дэн опубликовал "

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (240) 17 июля 2000
    Война власти с бизнесом
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама