Собиратель российских СМИ

Повестка дня
«Эксперт» №28 (241) 24 июля 2000

Борис Березовский стал одним из самых активных ньюсмейкеров минувшей недели. Помимо его тонко срежиссированного ухода из рядов депутатов Госдумы (подробнее см. "Агония верхней палаты") этому способствовало еще одно обстоятельство - известный предприниматель решил наконец всерьез разобраться со своими медиа-активами. На пресс-конференции 17 июля Березовский сообщил, что намерен выстроить новый крупный холдинг из полностью или частично контролируемых им СМИ, возглавить который уже согласился Игорь Шабдурасулов.

Березовский не скрывает, что его цель - создать хорошо управляемый из единого центра мощный рычаг влияния на российское общественное мнение и власть. В холдинг должны войти телеканалы ОРТ и ТВ-6, издания "Коммерсанта", "Огонек", "Независимая газета", "Новые известия" и, возможно, радиостанция "Наше радио".

На первый взгляд новая медиа-структура и по охвату аудитории, и по рекламным доходам может оказаться самой крупной на российском рынке. Впрочем, наблюдатели высказывают сомнения в том, что бизнес холдинга будет эффективным. Безусловно, самым лакомым куском выглядит ОРТ, на которое приходится более 37% поступлений от российской телевизионной рекламы. Но на содержание канала (создание контента и оплату распространения сигнала) этих денег не хватало даже в благополучном 1997 году, когда рекламный рынок был почти вдвое больше, чем сейчас. Более того, Внешэкономбанк согласился пролонгировать прошлогодний кредит ОРТ в 100 млн долларов и выдать еще один в 85 млн долларов только под залог части пакета акций, контролируемого структурами Березовского, так что влияние медиа-магната на канал может резко ослабнуть. Остальные активы будущего холдинга тоже не сулят больших доходов. Более или менее привлекательно выглядят только близкий к рентабельности "Коммерсантъ" и точно и профессионально позиционирующееся на музыкальном радиорынке "Наше радио".

Опрошенные нами эксперты смогли посоветовать Борису Абрамовичу только одно: если он действительно решил подзаработать на медиа-рынке, необходимо отсечь все неэффективные СМИ и отказаться от амбиций "влияния на всю Россию", сосредоточившись на кропотливой работе с четко сегментированными целевыми аудиториями.