Усеченная реформа

Экономический анализ
«Эксперт» №28 (241) 24 июля 2000

Госдума приняла в третьем чтении четыре главы Налогового кодекса, устанавливающие новый порядок уплаты НДС, акцизов, подоходного налога и вводящие единый социальный налог. Главу о налоге на прибыль правительство и депутаты отложили на осень.

Поварившись два месяца в Госдуме, НК утратил значительную долю радикализма, присутствовавшего в первоначальном варианте правительства. Авторам налоговой реформы не удалось добиться полной отмены налогов с оборота - решено сохранить поступающий в региональные бюджеты налог на пользователей автодорог. При этом, правда, его ставка будет снижена с 2,5 до 1%. Сохранение этого налога обойдется предприятиям в 130 млрд рублей. Зато акцизы на бензин будут повышены не в шесть, а всего в три с лишним раза, что позволит автовладельцам сэкономить около 50 млрд рублей. Как минимум на год сохранены ныне действующие льготы по уплате НДС при строительстве жилья, а также при производстве и импорте лекарств. В очередной раз отсрочен переход на уплату НДС по счетам-фактурам. До 2002 года с 2 до 5% увеличена минимальная ставка единого социального налога.

И все-таки даже после компромиссных отступлений новый вариант НК, по расчетам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, позволяет снизить налоговую нагрузку на производителя на 2,2-2,3% ВВП, что должно было бы стимулировать производство.

Однако слишком явное желание авторов налоговой реформы перераспределить бюджетные поступления в пользу федерального центра вызывает отторжение руководителей регионов, которым одновременно приходится отстаивать не только финансовые, но и политические полномочия. Надо думать, что, потерпев фиаско в противостоянии с Кремлем по вопросу отстранения губернаторов президентом по представлению генерального прокурора, члены Совета Федерации с удвоенной энергией будут отстаивать свои финансовые полномочия, а значит, торпедировать принятие НК.

При этом шансов на преодоление Госдумой вето сенаторов, которое они скорее всего наложат на кодекс, практически нет. Налоговым кодексом в депутатском корпусе остались недовольны целые группы лоббистов включая фракцию КПРФ в полном составе, которые приложат все силы, чтобы не допустить такого сценария. Это значит, что кодекс, а с ним и налоговая реформа обречены на длительные согласительные процедуры.

С ними можно было бы смириться, если бы не подпирал бюджетный процесс. Бюджетный кодекс предусматривает, что правительство должно представлять в Госдуму бюджет на следующий год уже в августе, поэтому велики шансы, что бюджет на 2001 год не будет опираться даже на усеченную налоговую реформу.

Теоретически правительство и Кремль могли бы добиться расположения сенаторов и быстрого принятия НК, пойдя на уступки в вопросах реформирования структур власти. Однако в последнее время Кремль демонстрирует приоритет реформы власти над налоговой реформой, которой занимается исключительно правительство, и вряд ли пойдет на серьезные уступки.