Дружба навек

Экономический анализ
«Эксперт» №28 (241) 24 июля 2000

На казахстанско-китайской границе состоялась презентация железнодорожного узла "Дружба-Алашанькоу". Станция Дружба - ключевое звено так называемого Северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали, связывающей крупнейшие порты Китая и Западной Европы. Суть замысла в том, чтобы переключить часть грузов, идущих сегодня с Дальнего Востока в Европу и наоборот по Транссибу или морским путем, на железнодорожный маршрут Китай-Казахстан-Россия. Грузы из Японии, Кореи и других юго-восточных стран через пять крупнейших портов Китая будут попадать на железную дорогу КНР, пройдя через всю китайскую территорию с юга на северо-запад, выходить на железную дорогу Казахстана и далее на Россию с выходом либо на Брест, либо на балтийские порты Латвии. Преимущество, которое отличает этот вариант от Транссибирской магистрали, - значительно меньшее, на полторы тысячи километров, расстояние. Тот же резон и в отношении морских перевозок: если от китайского порта Ляньюньган до Берлина груз по морю идет 20-30 дней, то по Северному коридору его можно доставить за 11 дней. Технически задача организации трансконтинентального транзита сегодня вполне решаема. Главное звено на этом маршруте - железнодорожный переход на границе Казахстана и Китая - работает вполне успешно, наращивая объемы транзитных грузов.

Казахстанская железная дорога - республиканское государственное предприятие "Казакстан Темир Жолы" (КТЖ) - видит развитие Северного коридора едва ли не своей стратегической целью. Уже сегодня ее руководство с большой долей уверенности говорит, что в 2000 году объем перевалки грузов через переход Дружба-Алашанькоу составит не менее 4,2 млн тонн, причем значительно вырастет транзит. С 1 июля этого года китайцы снизили транзитные ставки для товаров, идущих через Северный коридор: на 40% для перевозок металлов и на 70% для контейнеров. КТЖ становится серьезным конкурентом российским железнодорожникам. В прошлом году промышленный гигант Казахстана - Карагандинский металлургический комбинат, ныне принадлежащий международной компании "Испат", переориентировал свой экспорт в Китай с российских железных дорог на казахстанскую. В результате российская дорога недосчиталась в 1999 году примерно 800 тыс. тонн груза, а в этом году комбинат намерен экспортировать уже более миллиона тонн.