Сообщающиеся рынки энергии

Доработанная концепция реструктуризации РАО "ЕЭС России" по сути является концепцией реформирования энергетического рынка страны

Первоначальная концепция реструктуризации РАО "ЕЭС России" (см. "Эксперт" N17 от 8 мая 2000 г.) отличается от доработанной и опубликованной в конце июня этого года как теленок от быка в известном анекдоте о вариантах спуска с холма. Как об этом сказано на официальном веб-сайте компании, "вместо одномоментного преобразования всей электроэнергетики Европейской энергозоны, процесс реструктуризации должен развиваться под воздействием интересов самих участников рынка (как энергокомпаний, так и потребителей электроэнергии)...". Никакого насилия, только удовлетворение естественных потребностей.

При этом наиболее естественной считается потребность рыночных субъектов перебраться с существующего, как его называют "регулируемого", рынка энергии на рынок нормальный - конкурентный. А поскольку такого рынка еще нет, создать его, точнее трансформировать старый рынок в новый, и предстоит РАО "ЕЭС России".

Получается, что, несмотря на резкое усиление внутрикорпоративной составляющей концепции (в ней уже появился, например, целый раздел о защите прав акционеров РАО), этот документ постепенно превращается в концепцию реформирования всего энергетического рынка страны. Тридцать два процента которого, по данным замминистра энергетики Виктора Кудрявого, принадлежит не зависящим от "ЕЭС России" производителям.

Нонсенс

В российской электроэнергетике сегодня рынка, как его ни называй, крайне мало, и объясняется это двумя основными причинам.

Во-первых, отсутствует инфраструктура, которая обеспечивала бы недискриминационный доступ на рынок всех желающих: большая часть производителей и крупных потребителей энергии просто "прикреплены" друг к другу.

Во-вторых, цена на электроэнергию не определяется свободным столкновением спроса и предложения, а назначается регулирующими органами по затратному принципу. Причем вместо раздельных тарифов для производства, передачи и распределения энергии существует единый непрозрачный тариф, что способствует перекрестному субсидированию аж в двух его видах. Тариф АО-энерго "усредняют" издержки на ведение различных видов деятельности. Это субсидирование можно назвать вертикальным. А в рамках горизонтального субсидирования губернаторы, оказывающие, как правило, серьезное влияние на региональные энергетические комиссии, осуществляют ценовую поддержку неэффективных энергоемких предприятий на своей территории.

Ну и, казалось бы, что? Как пел Владимир Высоцкий,"мы давно так живем". Однако проблема в том, что ресурсы такой жизни близки к исчерпанию.

Отсутствие нормального ценообразования не позволяет установить связь между эффективностью бизнеса и его прибыльностью. Именно поэтому инвесторы оценивают РАО "ЕЭС России" не по стоимости его бизнеса, а ориентируясь на монопольный статус компании и стоимость стремительно устаревающих активов (износ оборудования на 1 января 1999 года составлял, по данным РАО, 52%). Понятно, что не справляющаяся со своими обязанностями монополия - как бы и не монополия вовсе. Следовательно, при сохранении статус-кво в электро

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (241) 24 июля 2000
    Макроэкономика
    Содержание:
    Соображать надо каждый день

    О проблемах и рисках денежного хозяйства и экономики России и их динамике мы побеседовали с первым заместителем председателя ЦБ РФ Татьяной Парамоновой

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама