Равнение на середняка

Рынки
«Эксперт» №28 (241) 24 июля 2000
Из-за неструктурированного спроса и предложения в области автоматизации предприятий самый перспективный сегмент рынка оказался вакантным

Довольно резкая смена вектора интереса компаний - потребителей программного обеспечения от учетно-бухгалтерских систем к управленческим интегрированным системам, происшедшая за последний год, заставила производителей ПО заговорить о буме в этой области. По их наблюдениям, вместо главных бухгалтеров, как это было еще два-три года назад, выставки ПО стали посещать генеральные директора и другие представители высшего руководства предприятий.

И действительно, по данным исследовательской компании IDC Russia (подразделение International Data Group, специализирующейся на анализе рынков информационных технологий), хотя общий объем рынка ИТ не вернулся к докризисному уровню и в 1999 году даже снизился на 9% по сравнению с 1998 годом, на рынке ПО для автоматизации предприятий, наоборот, наблюдался рост в 25%.

Но если в свое время бухгалтеры и финансисты четко представляли себе, какие задачи им нужно решить с помощью программных средств, то с интегрированными системами ситуация иная. "Многие руководители просто не знают, что они хотят улучшить за счет автоматизации", - говорит президент корпорации "Парус" Александр Карпачев. По словам вице-президента компании "АйТи" по исследованиям и разработкам Александра Миронова, наблюдается "неосознанное понимание" потребности в автоматизации управления, с "неосознанными" же пока задачами. Так, по данным корпорации "Парус", около половины потенциальных потребителей ПО руководствуется при выборе систем известностью торговой марки и только 16% - технологическими параметрами, то есть качеством системы.

Не получая ясных требований со стороны клиентов, отечественные производители систем тоже не спешат позиционировать свои продукты. Поэтому сектор ПО для управления предприятием представляет собой плохо сегментированную сборную солянку, положение в которой зависит в большей степени от маркетинговых усилий компаний-разработчиков, чем от качества их программ. Все это зачастую приводит к ошибкам при выборе системы - покупается неподходящее ПО и либо не используется вообще, либо используется неэффективно.

С другой стороны, не стоит думать, что страдают только клиенты. Отсутствие четкого сегментирования ПО может в ближайшем будущем лишить российских разработчиков приличного куска рынка.

Российское не значит отличное

Единственный способ деления рынка интегрированных систем управления предприятием (ИСУП), который прочно закрепился в сознании как потенциальных клиентов, так и разработчиков, - это исторически сложившееся деление по месту производства. Все знают, что есть "очень дорогие" западные и более доступные отечественные системы. В результате допускается сразу две ошибки. Во-первых, что касается цен, дешевизна отечественных систем всего лишь миф, который развеивается по мере роста масштабов ИСУП или предприятия-заказчика. Во-вторых, при таком подходе почти невозможно сравнивать реальное качество систем.

Между тем единственное, что различает ИСУП, это именно качество, а оно зависит от двух параметров: задач, которые решает систем

Концепции систем управления предприятием в зависимости от решаемых задач, определенные Американским обществом управления производствами и запасами (APICS):

MRP (Material Requirements Planning) - управление производством;

MRP II (Manufacturing Resource Planning) - управление производством с элементами финансового планирования, а также обратной связи и моделирования;

ERP (Enterprise Resource Planning) - управление всеми ресурсами предприятия, включая финансовые, маркетинговые и человеческие; моделирование возможностей, поддержка принятия решений, аналитические инструменты. ERP также позволяет выходить за границы предприятия, например, управлять цепочками поставщиков и заказчиков.