Мертвые души

Культура
Москва, 24.07.2000
«Эксперт» №28 (241)
Без доброй половины столичных театров вполне можно обойтись

В марте нынешнего года московское правительство объявило: все! новых театров в столице в ближайшем будущем не предвидится. Решение это, естественно, мотивированное бюджетным дефицитом, провоцирует на подведение итогов.

На сегодняшний день в Москве имеется семьдесят четыре бюджетных театра. Не будем касаться девяти музыкальных - ограничимся драматическими. Восемь из шестидесяти пяти (Вахтанговский, Малый, оба МХАТа, РАМТ, "Сатирикон", Театр на Покровке, Театр кукол им. Образцова) получают субсидию из федерального бюджета; оставшиеся финансируются городом. При таком количестве статус театра, имеющего государственную поддержку, решительно утратил всякую ценность. Надпись "Комитет по культуре Москвы" сегодня может украшать афишу любого - даже самого убогого - действа, а бюджетные средства исправно отчисляются труппам, достойным разве что школьного актового зала. Доходит до анекдотов: в конце прошлого года дотацию и помещение получил Студенческий театр МГУ, по этому поводу сменивший наименование на звучный "МОСТ" (Московский открытый студенческий театр). Ранее он существовал на самоокупаемости, собирая порядка 600 долларов за одно представление в ДК МГУ. Для самодеятельности, кстати, очень неплохо.

Дела минувших дней

Прежде скорость обновления театрального пространства была незначительной. В середине тридцатых, когда в РСФСР уже сформировалась система государственных репертуарных театров, в столице насчитывалось пятнадцать бюджетных трупп; к началу перестройки их число увеличилось всего на шесть. Понятно: советское руководство всегда считало театр проводником официальной идеологии и потому сию территорию свято контролировало. Когда же контроль ослаб, всевозможные (в том числе частные) мастерские, объединения, студии посыпались градом: "Романтический театр", "Лик", "У камина", "Ученая обезьяна"... Независимость многих от государства означала свободу, искренний поиск и творческое обновление; те же, кто обзавелся своими (бюджетными) театрами - Васильев, Арцыбашев, Погребничко, Райхельгауз и другие, прежде не имели возможности работать в полную силу. Впрочем, добиться финансирования удалось и множеству малозаметных персонажей. Однако времена, когда казалось, что все новое и свежее должно произрастать не из недр официоза и, следовательно, нуждается в поддержке, давно миновали. Творческие поиски вышли из моды, а стремление обрести субсидии, напротив, резко возросло. И желающие сегодня выстраиваются в очередь в городской Комитет по культуре. Проблема в том, что бесконтрольный (до недавних пор) рост системы сказался на ее эффективности весьма неблаготворно.

Параллельные миры

Нынешний столичный театральный пейзаж аккуратно поделился надвое. Два десятка площадок, которые реально определяют театральный процесс, окружены вниманием рецензентов и членов премиально-фестивальных жюри. И пусть не везде дело обстоит столь блистательно, как в лидирующем нынче ТЮЗе, в каждом из этих коллективов идет живой творческий процесс, приносящий достойные результаты. И это никак н

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (241) 24 июля 2000
    Макроэкономика
    Содержание:
    Соображать надо каждый день

    О проблемах и рисках денежного хозяйства и экономики России и их динамике мы побеседовали с первым заместителем председателя ЦБ РФ Татьяной Парамоновой

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама