Командиры "Востока"

Компании
Москва, 24.07.2000
«Эксперт» №28 (241)
Менеджеры Чистопольского часового завода сделали из второстепенного предприятия лидера отрасли

"Командирские" часы когда-то входили в бартерный минимум туриста, отправлявшегося за границу. Как водку, икру и матрешки, их можно было обменять на валюту страны пребывания. За четверть века, что выпускаются "Командирские", они ничуть не изменились и по-прежнему пользуются спросом. Но чистопольский завод "Восток", где эти часы делают, изменился очень сильно.

Сам себе режиссер

Скажи кто-нибудь лет десять назад, что из двадцати российских часовых заводов выживут пять, причем лидировать на рынке будет чистопольский "Восток", часовщики приняли бы это за неудачную шутку. И не потому, что в Чистополе делали плохие часы, - свою первую золотую медаль на престижной в те времена Лейпцигской ярмарке "Восток" завоевал еще в начале 60-х годов. Просто в министерстве завод считали дублером Второго московского часового, эвакуированного в Чистополь во время войны.

Поэтому на "Востоке" не сильно горевали, когда в начале 90-х обрушившийся на экономику рынок снес "крышу" в виде могущественного министерства и заводы оказались предоставлены сами себе. Предприятие не вошло в организованное вместо союзного главка АО "Часпром". Генеральный директор "Востока" Владислав Цивилин предпочел в 1993 году обратиться в Госкомимущества Татарстана с предложением акционировать предприятие. 38% акций досталось трудовому коллективу, еще 38% ему предложили выкупить в течение двух лет, а 24% остались у государства. "Приехал я тогда на завод, собрал людей, - рассказывает Владислав Валентинович, - и говорю: зачем, мол, тянуть два года при такой инфляции, давайте подожмемся, урежем расходы и выкупим свой пакет". Ужались, продали тридцать новых "КамАЗов", купленных в погоне за инфляцией, и через полгода расплатились за акции.

Советское чудо, или Сказка о потерянном времени

Марка часов "Командирские" была создана еще в 1965-м, а по-настоящему раскручивать ее чистопольцы начали в конце 80-х годов. Рассказывают, что в 1989-м один из руководителей союзного радиопрома был сражен наповал, увидев посреди Нью-Йорка светящийся слоган "Советское чудо - часы из Чистополя". В начале 90-х "Командирские" пользовались огромным спросом в Европе, переживавшей пик моды на российские товары с военной символикой. "Командирские" были не просто модными, но еще и качественными - недаром Чистополь около двадцати лет поставлял свои механизмы немецким и швейцарским фирмам. В 1991 году "Восток" выполнял специальный заказ Пентагона - требовалось изготовить сорок тысяч часов для участников операции "Буря в пустыне" с соответствующей символикой.

Так что новоиспеченному АО "Восток" не нужно было искать покупателей, клиенты выходили на него сами, и в этом смысле стартовые условия у завода были весьма благоприятными. Производство часов, после водки и табака, считалось чуть ли не самым рентабельным. В свое время только российские заводы производили 40 млн штук наручных, напольных, настенных часов, и все они раскупались.

Но в середине 90-х на рынок хлынула дешевая китайская штамповка. Для "челноков" часы были выгодным товаро

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (241) 24 июля 2000
    Макроэкономика
    Содержание:
    Соображать надо каждый день

    О проблемах и рисках денежного хозяйства и экономики России и их динамике мы побеседовали с первым заместителем председателя ЦБ РФ Татьяной Парамоновой

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама